моя версия итогов года (в цифрах и не только).
1. Производство. В начале 2013-го были планы выпуска 27-28 машин, однако, когда к концу мая взлетело всего пять, стало ясно не только "больельщикам", но и руководству, что это план был завышен. С этого времени заявлялось 24 машины. И удивительно что взлетело именно 24, что не ожидали даже самые оптимистичные болельщики. И сразу шесть штук в декабре -- это действительно рекорд.
Думаю, что в начале года ГСС перестраивало производство, сначала до "такт 15 дней", потом до "такт 10 дней", что сопровождалось переналадкой тех.процессов, обучением персонала, улучшением и визуализации документации "как это собирать", внедрение для этого фотографий и 3D моделей, наглядных, как бы "комиксов, как собирать"; внедрением систем контроля качества (в том числе планшетников), разгрузкой ЦОС-а путем передачи всех возможных операций в другие цеха таким образом, чтобы в ЦОС попадали не просто "пустой фюзеляж", а со жгутами и установленными элементами систем, и не "пустое крыло" а с уже установленной механизацией и тд. Улучшение технологичности сборки, новых инструментов, повышение производительности труда (по планам в 4 раза). Подробнее о том что уже сделано на производстве:
Интервью Калиновского Интервью Блощинского. И то что по результатам года таки взлетело 24 машины говорит об успехах в повышении производительности труда, качества и технологичности сборки. И это гораздо лучший результат, чем если бы просто построили рядом второй-третий Цех Окончательной Сборки, (как предлагали многие ещё год назад). Так же не стоит забывать о том, что завод пережил крупнейшее наводнение, и часть сил и рабочих было отвлечено на восстановлеие 95005-й машины.
Однако, производство удвоилось к 2012-му году, результат -- отличный.
Рост темпов выпуска превосходит все другие гражданские самолеты СССР и экс-СССР как минимум за последние 40 лет.
Результат все же надо оценить на "пять".
2. Качество и ЛИС. Если год назад взлетевший самолет мог оставаться на доработках в КнАЗ-е неделями, то ближе к концу года большинство самолетов улетали через всю страну буквально через несколкьо дней после подъема. Считаю это показателем улучшения качества сборки: работники ЛИС или не находят проблем при облете, или проблемы небольшие и быстроустранимы. Декабрь показал что ЛИС может поднять сразу 6 машин в месяц. Молодцы
3. Работа в Ульяновске/Венеции/Жуковском. Доработки и Сервисные бюллетени. Почти весь год выпущенные самолеты "зависали" в центах доводки. Ульяновск показал заметное ускорение работ по установке салона и окраске, а так же, надо полагать, улучшение качества окраски (ведь в Чехию летать красить стали меньше). Крайние машины для Газпром-авиа и Аэрофлота проходили ульяновский этап очень быстро. Венеция тоже показала ускорение своих работ, но там пока оценивать рано -- слишком небольшая статистика.
Ситуация с "зависанием" в Жуковском, одно из самых проблемных мест. Взлетевшие самолеты слишком медленно передавались заказчикам, что вызвало много гаданий среди наблюдающих за проектом. Самолеты стояли на доработках, рабочих в Жуковском не хватало, все двигалось медленно. Однако согласно
Переченю Бюллетеней Суперджета самолетам со старшими номерами большие доработки и СБ -- не требуются. Следовательно есть надежда что "зависать" в Жуковском они уже не будут. Пример: RA-89022 28.10.13 прилетел в Ульяновск, 21.11.13 - в Жуковский, а уже 7.12.13 началась приемка "Аэрофлотом". Итак: несмотря на длительные зависания перед передачей есть надежда что и это бутылочное горлышко рассосется в 2014-м году.
4. Собственно количество переданных самолетов в 2013-м. Cогласно текущей итоговой таблице
в 2013-м перелетело на базу заказчика 14 Суперджетов. Подписаны акты приемки передачи 12 машин. Впрочем скорее всего подписано актов больше, просто мы
пока про это не знаем. Возможно, ГСС по бумагам уже передало ещё 2 машины Московии, 2 Газпром-авиа, 1-2 Аэрофлоту, 2 для Грозный Авиа и ВИП для РОЭ. Результат: на 3+. Хотя против ГСС работали объективные причины: и неожиданные проблемы с передачей для Lao, например, и большой объем доработок и СБ, что замедляло передачу. Итоговая цифра в отчете может быть более 20 переданных машин, когда он выйдет весной, проверим.
5. Детские болезни и Сервисные бюллетени. По итогам года можно сказать что основные болезни вылечены, и новые вряд ли неожиданно всплывут. Кроме предкрылков. По предкрылкам есть наконец-то понимание проблемы и решение вместе с фирмой "Либхер". Им осталось его доделать и внедрить. Считаю что, (несмотря на пристальное внимание прессы к проблемам машины и раздувание мельчайших проблем) в целом детские болезни лечились хорошо.
6. Эксплуатация и ППО. "Аэрофлот" не радовал нас налетами, однако в конце года залетал Интерджет и показал, что самолет Может летать по 8 рейсов в день, день за днем, месяц за месяцем. Считаю что и здесь у ГСС большие успехи по итогам года
7. Недопущение проблем и способность справиться с проблемами, пиар. В начале года Росавиация приостановила эксплуатацию 4-х машин. Однако уже через несколко дней машины залетали вновь: в ГСС исправили ошибки. Испытательная машина 95005 была успешно восстановлена. Плюс.
8. ГСС стали гораздо оперативнее и подробнее отвечать на негативные новости. Вели большую работу с блогерами, которые посещали и производство, и авиакомпании в разных частях планеты. РГ публиковала серию статей о самолете. В плане пиара фирме очень помогали и сайт викидот и группа вконтакте (а так же СУН). Несмотря на полное отсутсвие поддержки со стороны самих ГСС (которые наоборот, кормили материалами главного критикана). Можно сказать что общественное мнение больше не формируется "бородатым сайтом" и количество негатива в сети и в СМИ резко уменьшилось.
9. Замена AFL-light и вторичный рынок. Планировали заменить семь машин аэрофлота, заменили 4. Однако и в факте замены нашелся позитив для ГСС -- он способствовал развитию вторичного рынка -- самолеты оказались востребованы.
10. Сертификация. В 2013-м году взлетела, прошла испытания и получила сертификат версия самолета LR (в это не верили очень многие критики). Так же, ГСС испытала и сертифицировала практически все возможные опции, которые могут заказывать покупатели (метеолокатор, принтер, ARCAS, внешние видеокамеры и тд) -- многие из них установлены в версии full для Аэрофлота или на машинах Interjet. Расширены условия эксплуатации с боковым ветром. Расширен назначенный ресурс. Закончена сертификация салона Pininfarina. Дважды обновилась версия авионики. Увеличена пассажировместимость, до 103 мест. К сожалению произошла авария при испытаниях на CATIIIa, что, конечно же, замедлило работу в этой части расширения сертификата (во второй уже раз).
полный спискок расширений сертификата
Результат в целом, на твердые четыре с плюсом.
10. Заказы и заказчики. Год был омрачен банкротством Армавиа и продолжающейся тяжбой за первый поставленный самолет. Однако машина уже освобождена от залога. ГСС не получило новых твердых заказов от крупных авиакомпаний. Что может говорить и о том, что они самолетом не интересуются, и о том что ждут результатов эксплуатации в Интерджете, и о том что ГСС перестала демпинговать и "прогибаться" в цене. Из позитива: в ушедшем году началась эксплуатация сразу в 3-х новых странах (4-х если считать Марокко) и у 5 новых авиакомпаний: (Якутия, Lao Central, Sky, Interjet, Московия). Самолет теперь летает и в жарком горном климате, и в условиях экстремальных холодов, и в тропических странах. Так же, были переданы самолеты "Газпром Авиа", "Грозный Авиа", "МВД", "РосОборонЭкспорту". Всё это -- взрывообразный рост количества эксплуатантов, требующих к себе и внимания, и поддержки. Появились новые заказчики: ИФК заключил твердый контракт на 20 машин, подписаны бумаги с "МВД" и "Грозный авиа". Запланирована продажа и другим госзаказчикам. Подписаны предварительные соглашения с лизинговыми компаниями. Началось тестирование самолета в Марокко. Подписан контракт о создании СП для операционного лизинга со Сбербанком. Велись многочисленные переговоры.
В целом результат вполне соответсвует стадии развития проекта. ГСС не была просто готова к крупному заказу (по нормальной цене) от крупной запаной компании. Будем надеяться что и это придет. Моя оценка: "четыре".
11. финансы фирмы. Из негатива: убытки и долги росли, что впрочем, ожидаемо на данной стадии роста производства. Из позитива: ВЭБ продал акции "Айрбаса" и вырученные от сделки деньги должны пойти на развитие фирмы "Сухой". Есть надежда на снижение долгового бремени. Так же, по слухам, достижение выпуска 36 машин может дать оперативную окупаемость производства. 36 машин это и есть такт 10 дней.
В целом и в этой области у фирмы есть прогресс.
итак, я признаю этот год -- самым успешным для проекта "Суперджет" за все его время существования, на твердую "4".
От следующего года ожидаю/надеюсь:
1. исполнения планов производства: 36-40 машин. Сохранения такта 10 дней первые 6-9 месяцев, выход на 7 дней в 4-м квартале
2. рассасывания зависших в "Жуковском" (новые не будут требовать много доработок, а AFL-light будут приходить не вечно)
3. окончательное решение проблемы предкрылков
4. Замену всех light и передачу их новым заказчикам
5. Продолжение успешной эксплуатации в Мексике, перевод опциона на 10 шт -- в контракт
7. начала эксплуатации в ЮТЭйр, ГазпромАвиа, Грозный Авиа и у 5 госзаказчиков
8. Подписание новых твердых контрактов на 10-30 штук
9. Получение ещё с пол-дюжины дополнений к сертификату,
10. Постройка и начало испытаний SBJ
11. решение проблемы долга и выход на операционную безубыточность
И главное, пожелаю проекту, чтобы не случилось ни аварий ни катастроф. Удачи самолету и всем кто над ним трудится! А работникам Сухого: счастья в личной жизни, хороших з/п и успехов в их труде.