Sukhoi Superjet 100 не улетел от кредиторов
Они по-прежнему влияют на стратегию ГСС
На фоне санкций и сложностей с доступом к зарубежному кредитованию Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) пересмотрит бизнес-план подконтрольного АО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), выпускающего Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100). Объемы производства самолетов придется снизить, говорят источники "Ъ". Впрочем, несмотря на докапитализацию ГСС на 100 млрд руб. для рефинансирования долгов, бизнес-план еще предстоит согласовать с основными банками--кредиторами компании — ВЭБом, Сбербанком и ВТБ.
Бизнес-план "Гражданских самолетов Сухого" будет пересмотрен в ближайшее время, сообщил вчера президент ОАК Юрий Слюсарь. По его словам, решение "актуализировать" документ принято в рамках поручения Владимира Путина, данного в марте. Тогда по итогам совещания по поддержке гражданского авиапрома было решено докапитализировать ОАК на 100 млрд руб. через механизм ОФЗ для покрытия долгов ГСС, составлявших $1,75 млрд. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, пояснил, что бизнес-план развития ГСС был пересмотрен и с учетом усложнения доступа к займам на фоне внешнеполитической ситуации. Кроме того, по его словам, "несколько снижен объем производимых самолетов, но некритично", пересмотрены потенциальные рынки сбыта.
Но обновленный бизнес-план ОАК еще надо согласовать с основными банками--кредиторами ГСС — по данным "Ъ", несколько дней назад он был представлен ВЭБу, ВТБ и Сбербанку. При этом 3 августа ОАК отчитывалась, что 100 млрд руб., полученные через ОФЗ, уже доведены до ГСС за счет займа от ПАО "Сухой" (входит в ОАК), деньги будут направлены на реструктуризацию долга. Один из источников "Ъ", знакомых с ситуацией, уверяет, что за счет господдержки задолженность ГСС перед банками была "примерно на 90% погашена". Собеседник "Ъ" в авиаотрасли уверяет, что сейчас банки уже выступают не в качестве кредиторов, а скорее "как консультанты". "Разумеется, банки продолжат участие в проекте, но, например, через фондирование лизинговых компаний",— говорит источник "Ъ".
Впрочем, вчера член правления ВТБ Валерий Лукьяненко говорил, что долг ГСС перед банком составляет 23,5 млрд руб., включая полученный в июне кредит на 16,3 млрд руб. на реструктуризацию валютной задолженности. К тому же ВТБ продолжает участвовать в схеме реструктуризации долга: господин Лукьяненко сообщил вчера, что банк выкупит у ОАК ОФЗ на 25-30 млрд руб. В отчетности ПАО "Сухой" по МСФО за 2014 год говорится, что из-за нарушений условий договоров по кредитам, полученным ГСС от ЕБРР, ВТБ, Сбербанка и Евразийского банка развития, краткосрочная задолженность группы составляла 173,6 млрд руб.
Текущий объем долга ГСС перед Сбербанком и ВЭБом не раскрывается, в банках на запросы "Ъ" не ответили. В отчете ГСС за второй квартал говорится о привлечении в июне у ВЭБа кредитной линии на 32,5 млрд руб. для рефинансирования кредитов. В октябре 2014 года сообщалось, что Сбербанк выдаст ГСС кредит на $600 млн до конца 2019 года под 6,75% (в феврале ГСС и банк договорились о повышении ставки до 9,75% по кредитной линии на $247 млн). Кредит предусматривал жесткие ковенанты — жесткий график поставок самолетов, согласованный портфель твердых заказов. С 2014 по 2017 год компания обязана наращивать поставки самолетов с 36 до 60 машин в год. На 1 апреля портфель твердых заказов должен составлять не менее 80 самолетов и далее по 85 самолетов на 1 апреля каждого года вплоть до 2019-го.
Эксперт портала Aviation Explorer Владимир Карнозов считает, что SSJ 100 может стать конкурентоспособным, если бизнес-модель помимо снижения долгов будет включать сокращение затрат, причем не только европейских поставщиков, но и на производстве в Комсомольске-на-Амуре. Кроме того, компании нужно создать систему послепродажного обслуживания на уровне Boeing или Embraer.
Елизавета Кузнецова, Егор Попов
Подробнее:
http://www.kommersant.ru/doc/2796747