Все упоминания крупных сделок авиапроизводителей с Ираном подразумевают долгосрочный лизинг, а не прямую покупку, например:
Regarding the results of the negotiations with Airbus, Kashan said that a deal of 112 aircraft has been completed and ready to be signed. According to the primary deal, the aircraft are delivered as per a long-term leasing plan. Iran Air, Airbus and a foreign leasing company have reportedly agreed to finance 77 of the Airbus aircraft.
http://www.aviationiran.com/2016/11/22/iran-says-airbus-deal-ready-for-final-signature/#.WFEMI30TBfA
Какой это лизинг, финансовый или операционный – неизвестно.
Деньги, заблокированные в США, успешно «заныканы», никто их возвращать не собирается, и позволять использовать для финансирования закупок тоже.
Все эти многомесячные переговоры по А и Б тянутся ещё и потому, что
необходимо искать желающих профинансировать этот лизинг.
Одна из палат конгресса США (палата представителей) недавно приняла
законопроект, по которому, авиасделки с Ираном
не могут быть профинансированы американскими структурами. При этом, экспортные лицензии для Boeingи Airbus были выданы ранее Министерством Финансов США, и они продолжают действовать. То есть, например, по этому
законопроекту GECAS не может профинансировать и сдать в лизинг самолёты Ирану.
=
Прошедший 13 декабря показ проходил в рамках бизнес-форума Россия-Иран, а не как отдельное мероприятие.
Показ — это, конечно, хорошо, но лица принимающие решения (ЛПР) в сфере гражданской авиации не заинтересованы в приобретении российской авиатехники. Что тут первично - "ужасный Туполев" или, как в позднем СССР, тяга к "фирмЕ" - не так важно.
Для того, чтобы продать SSJ в Иран хоть кому-нибудь (через SJI или «от производителя»), необходимо:
1) Очень серьёзно мотивировать ЛПР (офсетные сделки, выгодные условия), чтобы перебороть как отвращение перед "Туполевым", так и желание "чтобы всё как у людей".
2) Добиться сертификации SSJ местным регулятором. Тут большой простор для блокировок.
3) Получить лицензию Минфина США на экспорт (OFAC), возможно нужны экспортные лицензии других стран. И тут простор для блокировок.
4) Полностью профинансировать сделку за счёт собственных средств.
5) Молиться, чтобы персонал на местах не саботировал техническое обслуживание.
Конкурент Embraer уже выполнял демо-полёты в Иране (на азербайджанском E190), они не испытали проблемы с (1), заключили предварительные договорённости на 50 штук (2), и сейчас консультируются с американцами на предмет «неприжатия хвоста» бразильским финансовым учреждениям (Brazilian Development Bank).
ИМХО, ловить здесь нечего, себе дороже.