Подробнее
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) может получить новый крупный рынок сбыта для Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100). Вместе с Российско-китайским инвестфондом (РКИФ) и китайской лизинговой New Century International Leasing ОАК образует консорциум, который займется лизингом SSJ 100 в КНР и Юго-Восточной Азии и создаст в Китае центр техобслуживания. Пока Россия почти не продает SSJ 100 за рубеж, если не считать поставок 14 самолетов мексиканской Interjet, а попытки наладить отношения с авиакомпаниями КНР не получали продолжения. Эксперты полагают, что планы продать в регионе 100 самолетов вполне осуществимы, если SSJ 100, производство которых субсидирует государство, будут поставляться в КНР с существенной скидкой.
Сегодня Российско-китайский инвестиционный фонд (создан РФПИ и China Investment Corporation), ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС, производитель SSJ 100), ОАК, власти Новой области Сисянь в КНР и китайская лизинговая New Century International Leasing подпишут соглашение о создании консорциума, который займется продвижением SSJ 100 на рынках Китая и Юго-Восточной Азии, рассказали "Ъ" в РФПИ. Документ планируется подписать в присутствии президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. Консорциум должен создать "лизинговую платформу" для SSJ 100 и "сопутствующую инфраструктуру" в городе Сисянь, пояснили в РФПИ. В фонде добавили, что в течение пяти лет консорциум планирует поставить в Китай и Юго-Восточную Азию до 100 самолетов. В ОАК отказались комментировать соглашение до подписания.
Источники "Ъ", знакомые с ситуацией, поясняют, что соглашение будет рамочным и окончательные параметры консорциума, в том числе распределение долей и объем инвестиций, пока не определены. В РФПИ заявили, что РКИФ рассчитывает на "возвратные и доходные инвестиции в объеме нескольких десятков миллионов долларов". При этом, отмечает один из собеседников "Ъ", "от начала переговоров прошло три месяца" и результат был достигнут быстро, в том числе за счет "лоббистов в российском правительстве". Другой собеседник "Ъ" уточнил, что юрлицо зарегистрируют в китайской юрисдикции. Он добавляет, что "инфраструктура, которая будет создана в рамках проекта, предусматривает центр техобслуживания самолетов", поскольку "речь идет о полноценном и комплексном продвижении продукта". Впрочем, добавляет он, решение о том, будет ли центр создаваться с нуля или на базе уже существующих в Китае мощностей, пока не принято.
На сегодняшний день SSJ 100 масштабно не поставляется в азиатские страны и в основном эксплуатируется российскими авиакомпаниями. Лишь три самолета сейчас есть у индонезийской Sky Aviation, один — у лаосской Lao Central Airlines. Единственным крупным заказчиком за рубежом остается мексиканская Interjet (получила 14 самолетов). В марте 2014 года стало известно, что ГСС и китайская авиакомпания O-bay подписали меморандум, в рамках которого перевозчик планировал купить 100 самолетов (сумма сделки тогда оценивалась в $3,54 млрд), но поставки так и не начались. При этом, по мнению источников "Ъ", активный выход SSJ 100 на рынок Китая и Юго-Восточной Азии за счет консорциума "вряд ли связан с какими-то дополнительными обязательствами перед китайской стороной", например, в рамках давно обсуждаемого проекта по созданию совместного российско-китайского дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета.
Независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко полагает, что если китайская сторона решилась на подписание соглашения, то "с учетом специфики китайской экономики, скорее всего, эти самолеты уже фактически распределены между потенциальными заказчиками-авиакомпаниями". Поэтому эксперт полагает, что консорциум вполне сможет продать порядка 100 самолетов в Китай, но продвижение в Юго-Восточную Азию "пока выглядит лишь как планы". При этом, полагает он, российская сторона могла предложить Китаю "очень выгодные условия по лизинговым ставкам и существенную скидку на самолеты", в том числе за счет субсидирования производства SSJ 100.
Егор Попов
Подробнее:
http://www.kommersant.ru/doc/2723648