несколько ключевых абзацев
... На пике наводнения уровень Амура у Комсомольска достиг 912 сантиметров, вода подобралась вплотную к авиазаводу, и если бы река поднялась еще на метр, то поток преодолел бы все линии обороны и хлынул бы в заводские корпуса - несмотря на все усилия рабочих, военных и руководства предприятия его отстоять. 600 рабочих отправили на строительство дамб, еще 400 военных и спецтехнику Минобороны всего за сутки перебросило из Новосибирска....
- Рабочий день нам поделили на две части, - рассказывает Владимир, электромонтажник цеха окончательной сборки "Суперджетов". - Четыре часа с утра работаешь на сборке, потом на четыре часа выходишь на дамбу. Придумано грамотно - после дамбы руки дрожат, не слушаются, как тут монтировать в самолет электронику. Мешки тяжелые - 20-25 килограмм, если песок подвозили сырой - то и все 40. За мешок берутся два мужика, а когда и один, несут и укладывают. Женщины, конечно, мешки не таскали - завязывали. Мы торопились, иногда даже песок не успевали подвозить и мешков на всех не хватало. Зато за два часа двое ворот заделали! - гордо говорит Владимир.
В рассказах комсомольчан борьба со стихией вообще напоминает военные действия, даже лексика та же самая - "оборона", "рубежи", "защитники", которые проявляли настоящий воинский героизм. В программе "Вести-Хабаровск" вышел документальный фильм "Живая стена" - о том, как спасали Мылкинскую дамбу, защищавшую микрорайон с населением 150 тысяч человек. Быстро насыпать укрепления не получилось, и военные просто стояли и руками держали перед собой полотно, сдерживая натиск воды. Стояли круглыми сутками несколько дней подряд, и все это время на Амуре был сильный ветер и сильный шторм. Говорят, военные госпиталя Хабаровска были забиты простуженными солдатиками-срочниками...
- На каждом рабочем месте самолет стоит по 10 дней, то есть полный цикл сборки составляет чуть более двух месяцев, - рассказывает заместитель начальника цеха производства Владислав Сидоренко - молодой, улыбчивый, и стеснительный. - К середине следующего года рассчитываем выйти на такт в 5 дней: за счет дополнительного набора персонала и работы в три смены, то есть круглосуточно. Стараемся совершенствовать и сам процесс сборки. Строим промежуточные склады в сборочном цеху - чтобы рабочий мог быстро получать нужные инструменты, и вводим фотоконтроль над каждым этапом сборки: на финальной сдаче это позволяет намного быстрее отследить, где именно образовался тот или иной дефект, и исправить его. По словесному описанию на бумажном носителе это делалось очень трудно и долго. Кроме того, фотографирование процесса сборки очень упрощает взаимоотношения с заказчиком, если у него возникают вопросы во время эксплуатации самолета.
В этом году по плану завод должен выпустить 25 самолетов SSJ-100, в следующем - уже 45.
- В сентябре из-за наводнения мы слегка сбились с колеи, но совсем немного, и уже вышли на нормальную работу, - говорит Владислав. - 14 самолетов уже сделали, до конца года сдаем 10. Успеваем. Как-то в воскресенье людям пришлось выйти на дамбы, когда ситуация стала совсем критической, и в то же время часть рабочих вышла на сборку в свой выходной - по просьбе, без приказа.
На сборке киля - "руля" самолета - работают Коля и Женя, смешливые парни лет 23. Коля собирает самолеты, но сам никогда в жизни не летал. "А куда отсюда улетишь", - невесело усмехается он. Ребята говорят, что зарабатывать на заводе можно 40-60 тысяч в месяц, если не работать от звонка до звонка, а задерживаться на 2-3 часа, чтобы доделать дело. Для справки - наем однокомнатной квартиры в Комсомольске стоит 10-12 тысяч рублей, а "двушку" с хорошим ремонтом можно купить за два миллиона. (В отличие от Хабаровска, где цены на жилье сравнимы с подмосковными и составляют примерно 70 тысяч рублей за квадратный метр).
Коля и Женя - комсомольчане, работа на заводе чистая и спокойная, и зарплата хорошая, но местных кадров катастрофически не хватает и приходится привлекать специалистов с других авиазаводов - из Казани, Ульяновска, Воронежа. Они работают вахтовым методом: приезжают на месяц-другой, живут в заводском профилактории, потом возвращаются домой. Выписывать специалистов с семьями на постоянную работу было бы слишком затратно.
- Отток людей с Дальнего Востока даже на государственном уровне не могут остановить - здесь сложно с работой, суровый климат и очень дорогая жизнь, - говорят на предприятии. - На уровне корпорации мы пытаемся это сделать, привлекать местные кадры выгоднее и для нас, и для региональной экономики. Есть серьезная конкуренция за кадры с нефтяниками и газовиками - добывающие предприятия норовят переманить у нас инженеров своими "сырьевыми" зарплатами.
Если юные "Суперджеты" собирает в основном молодежь, то в производстве истребителей заняты более опытные авиастроители...
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
...молодые неопытные сборщики, низкие з/п, острая нехватка кадров
Погосяну/Путину нужно сделать им некую заводскую ипотеку, чтобы люди привлекались возможностью построить за счет завода дом и работать на заводе потом лет -цать пока не выплатится этот самый дом. Текучка бы уменьшилась. Не зарплатой единой жив человек