Рассуждая о том, почему некоторые вещи происходят так или иначе, мне кажется, что в последнюю очередь следует рассматривать аргумент: «да там просто все менеджеры тупые».
Я предполагаю, что господа Присяжнюк, Погосян и прочие уважаемые менеджеры ГСС и ОАК всё прекрасно понимают: как проблему текучки кадров по причине низких зарплат, так и инфраструктурные ограничения существующего ЦОС-а КНаФ-а. А вот почему серийное производство такого важного продукта как SSJ до сих находится в зачаточной стадии развития, лично у меня есть несколько теорий. Тапками прошу не бросаться, я полный дилетант и лишь пользуюсь тем, что форум публичный, а не закрытый и узкоспециализированный….
1) Версия 1: Итало – конспирологическая: Если мне не изменяет память, еще в 2009 году уважаемый Сергей Иванов писал о витающих планах открытия второй сборки в Европе. Дыма без огня не бывает, возможно, действительно, «пацаны» (с) Pajaro из ОАК, Алении и, скажем, ВЭБ-а всерьез планировали такую возможность, но в самый неподходящий момент в Италии все-таки свалили главного лоббиста России в Европе – старину Сильвио, начались антикоррупционные расследования в Финмеканике, плюс на это наложились европейский проблемы типа «нету бабок», финансовые проблемы алиталии, стагнация спроса на авиаперевозки. В итоге момент упущен.
2) Версия 2: Конструкторско – экономическая. Самолет хорош, спору нет, но не настолько хорош, чтобы реально порвать E и B. По сути – аналог по эффективности, а широкий салон при этом не является «ключевым» преимуществом. Соответственно, машину решили использовать для начального налаживания отношений, кооперации, как с поставщиками, так и с отдельными АК, закладывая надежды на 130 и МС-21.
3) Версия 3: Политико – дипломатическая. По роду деятельности в свое время много работал с гос. Чиновниками в т.ч. уровня заместителей и советников министров. Надо представлять как работают эти парни: у них есть некие развитые инстинкты «дистанцирования и приближения», то есть искусство вовремя приблизиться к положительному событию (гордый Сергей Иванов на первом рейсе первого АФЛ-овского SSJ, верещащий о том, что до конца года «мы» поставим еще десять таких машин, обратите внимание на это «мы») или вовремя отдалиться (заявление администрации президента о том, что пока не планируют покупать SSJ после катастрофы (царствия небесного ребятам и девушкам)). Соответственно после случая в Индонезии проект лишился этой броуновской лоббистской поддержки различных трещоток в коридорах власти.
4) Версия 4: Путин. Если я правильно понимаю ВВП – он ужасно не любит «дофинансировать» проекты и начинания. Любой чиновник вам скажет, что пробить, например, увеличения финансирования при согласованной сумме ФЦП или, скажем, утвержденной инвестиционной программе практически невозможно. «Других денег у нас для вас нет» - кажется так Путин сказал, когда появились первые ростки высказываний о необходимости «чуть докинуть бабла на ГОЗ» ? Соответственно извечная русская идея «ввязаться в проект, а там еще денег выцыганим» не сработала несмотря на отчеты счетной палаты и другие авторитетные высказывания, и бабок сейчас реально не дают и не дадут: ни на расширение производства ни на увеличение компенсации рабочим Комсомольска, Новосибирска и Рыбинска.
Возможно, реальная причина торможения производства является некоторой линейной комбинацией вышеуказанных и других причин, но, повторюсь, в последнюю очередь я бы списывал реальные неудачи на фоне громких заявлений на непроходимую тупость и некомпетентность менеджеров ОАК / ГСС.