Свой первый полёт из Гудауты в Москву помню плохо, мы с родным братом заразились свинкой от местного парня, который жил у соседей и дал нам кататься на надувной шине. Это был традиционный способ вместо всяких надувных матрасов и прочих надувных плавательных средств в те годы (люди постарше, не обижайтесь, я пишу это для молодых, не знавших жизнь в СССР). Наш дед, царствие ему небесное, был врач, позвонил своему коллеге в Сухуми и попросил отвезти нас с братом и матушкой в аэропорт Гудаута. Врач грузин, помню что его звали Бедзина Иванович М, прислал за нами медицинскую машину, скорую помощь ГАЗ, именно ту самую знаменитую "скорую", которая мелькает во всех советских фильмах 1950-1960-х годов. Но поскольку мы с братом болели, подробностей того полёта не помню. Помню только что заснул и проснулся, когда двигатели Ил-18 заревели на ВПП Внуково в режиме торможения, и мы уже были в Москве. А вот второй полёт из Гудауты в Москву помню до деталей. Это был 1967 год. Мы с братом и матушкой отдыхали под Новым Афоном в селе Приморское, у знакомых хозяев-греков. С нами были ещё тётушка и наш троюродный брат, впоследствии ставший известным музыкантом. Отец взял билеты на самолёт из Гудауты, с большим трудом, и уехал без нас раньше. В те годы купить обратные билеты была целая проблема, заранее их нельзя было заказать. И вот, перед вылетом мы поехали с матушкой в Гудауту. Там для вылетающих пассажиров был сделан аэровокзал - стеклянный павильон, недалеко от автовокзала. Интересный эпизод - моя мама тогда в этом павильоне купила светло-серые женские брюки, чуть ли не первые брюки в её жизни, которые верой и правдой служили ей много десятилетий (тогда впервые появлялись брюки вместо женских юбок). И вот, после долгих мучений в этом жарком павильоне, наконец подъезжает автобус ПАЗ - кто на посадку в Москву, садитесь. Сели в автобус. Водитель ( или сопровождающий - не помню) говорит строго: шторки окон не открывать, запрещено. Поехали. Одна остановка, вторая, какие-то КПП. Ну мы же дети, конечно стали подглядывать за шторки. Чётко помню, стоит шеренга зачехлённых Як-25 (27, 28, не буду врать), потом резкий разворот вправо, и снова шеренга зачехлённых Як-ов. Смотря на новые картах аэродрома, вижу, где они стояли, наверное и потом там ставили Су-15 и Су-27... Автобус останавливается на небольшой площадке (она и до сих пор видна на спутниковых картах). Стоит наш Ил-18 в Москву хвостом к морю и справа от него ещё один борт. Вот тут могу соврать, или Ту-104 (в Ленинград) или Ту-124 (Самара-Куйбышев???). Но напрягая память, думаю что это всё-таки был Ту-124, запомнились почему-то не только синяя полоса на верхушке киля, но и (?) синие полосы на концах крыльев (сам удивляюсь, неужели на Ту-124 была такая ливрея?). Соседний борт через час-два запустил двигатели и улетел. А мы? Мы стоим. Наш Ил-18 и прилетел позже часа на 2-3 от расписания, так и улетать в Москву не торопился. Это был похоже Ил-18Б, хвостового салона в нём не было. Я сидел у окна чуть сзади крыла справа, на тройном блоке кресел. С братом и матушкой, сзади - моя тётя с сыном. Запускаем двигатели - третий двигатель не заводится. Техники идут смотреть, открывают капот, копаются в недрах трубок и агрегатов, стучат чем-то по чему-то, как положено в России. Закрывают капоты. Запуск. Третий опять не заводится. В салоне душно, жарко. Стюардесса позволяет нам выйти в тамбур подышать перед открытой дверью. Начало июля, запах с моря. Темнеет... Всё это врезалось в память, как будто вчера было... Запуск снова не получается, пассажиры сидят в креслах, страдают от жары и духоты. Наконец в 11-м часу вечера третий с четвертой или пятой попытки заводится. Выруливаем. Взлёт приятный, полёт тоже. Леденцы от бортпроводницы - всё для детей. "Буратино" не берём - только минералку! Посадка. Два часа ночи. Почти пустой зал второго, нового павильона Внуково... 1967 год...