«Тура-Горный» и «Тура-МВЛ» - это одно и то же или разные аэропорты?
Тура-Горный и Тура-МВЛ - это два разных аэропорта в Туре, один для вертолетов и Ан-2, Горный- для Ан-24,26.
В общем, дорогие коллеги, всё и так, и не так ))).
Аэропорты разные.
1. "Тура-МВЛ" — аэропорт с ГВПП длиной порядка 750 м, базировались Ан-2, Ан-3Т, Ми-4, Ми-8Т, Ми-8АМТ Туринского ОАО, в который входили также Байкитская и Ванаварская эскадрильи. В аэропорту была и есть база по обслуживанию Ан-2/3 и указанных вертолётов. Обслуживание вертолётов всех эскадрилий производилось в Туре (кроме тяжёлых форм, которые выполняли в Новосибирске). Про самолёты спрошу отдельно, напишу.
Прилетали с пассажирами и грузами Ли-2, Ми-6 и Ми-26 из Красноярска и Норильска, вертолёты работали иногда "сменами", т.е. с кратковременным базированием, выполняя перевозки для геологических партий. Для Ми-6 была построена заправочная площадка (ЦЗС), на стоянку для погрузки/выгрузки и осмотров вертолёты отправлялись на стоянки Ми-8 (но, в том числе, регулярно ночевали, разгружались и грузились и на ЦЗС). Туда же, на площадку ЦЗС регулярно летали Ми-26 в конце 80-х годов. После катастрофы в 1984 г. Ми-6А (борт 21059) была построена также отдельная удалённая стоянка для погрузки/выгрузки вертолётов типа Ми-6 и Ми-26, которая в 90-е годы пришла в негодность, была разобрана и более не используется.
Где-то на форуме я как-то упоминал, что в середине 80-х был технический рейс на Л-410, но качество ГВПП было признано неприемлемым, а в это время уже строился "Горный", и полосу бетонировать не стали (кроме отдельного участка ВПП рядом с бетонной же стоянкой вертолётов).
Сейчас аэропорт используется для полётов Ми-8. Ан-2 и Ан-3 не летают (или практически не летают) по различным причинам.
"Наш" код аэропорта — ТАУ, кодов ICAO / IATA нет.
2. В качестве временных аэродромов в ВЛП использовался галечный остров на р. Нижняя Тунгуска (для Ил-14 из Красноярска), "гидроаэродром" для Ан-2В, переоборудуемых на лето для полётов по "факториям" — этническим посёлкам. В ОЗП функционировал аэропорт "Ледовый" на р. Нижняя Тунгуска, который принимал Ил-14, Ан-24, Ан-26, Як-40, Ан-12 и Ил-18 (в грузовом варианте), действовал до постройки "Горного".
3. Аэропорт "Тура", он же "Горный" ("Наш" код аэропорта, опять же, ТАУ, код ICAO — UNIT) построен в середине 80-х годов (точную дату уточню), имеет ИВПП 1400х30 м (насчёт ширины не совсем уверен), принимает ВС типа Як-40, Ан-24, Ан-26, Ан-32, Ан-74 и Ан-12. В советские годы в ОЗП за счёт укатывания снега ВПП удлиняли до 2000 м и расширяли для приёма Ил-76Т из Красноярска.
Аэропорт находится в 14 км по прямой (16 км по дороге) от Туры на вершине плоской сопки на высоте 400 м над уровнем моря. В тех краях вообще большая проблема с площадками достаточной площади под аэродромы, можно ещё привести пример Байкита с упирающейся в скалу ВПП (но это на грани оффтопа уже).
На "Горном" находится часть служб Туринского авиапредприятия, часть служб — в аэропорту "Тура-МВЛ". Из операций техобслуживания на "Горном" — только заправка и осмотр ВС. Перенос АТБ так и не состоялся.
В ОЗП на "Горный" одно время перелетали на базирование Ан-2 на лыжах, для чего укатывалась дополнительная ВПП (уточню).
Регулярное обслуживание "квазиместных" (принадлежавших Туринскому авиапредприятию, а сейчас уже вроде "КрасАвиа") Ан-26Б-100 и Ан-32Б происходит в Красноярске, в "Черемшанке" или "Емельяново" (уточню). Ан-26Б-100 с 2009 г. базируются в "Емельяново", Ан-32Б остались в "Черемшанке". Там же есть небольшой офис Туринского авиапредприятия.
4. В середине 80-х производилось несколько облётов территории в районе Туры по заданию МО СССР с целью поиска площадки для строительства аэродрома базирования (возможно, временного базирования) истребителей-перехватчиков, но дальше этого дело не пошло.
Сорри за некоторый оффтоп.
Узнаю также, были ли номера у эскадрилий в Байките и Ванаваре. Сам я прожил в Туре с 1973 по 1989 год, имеющиеся источники информации самые что ни на есть достоверные.
Ниже иллюстрации: строительство аэропорта "Горный" в 1980-81 гг., самолёт "Каталина" в Туре, примерно 40-е годы XX в. (взято с сайта rsd-evenkya.ru)/