ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) 17 мая подписало с компанией ОАО "ВТБ-лизинг" соглашение о намерениях по финансированию сделок на поставку самолетов и оборудования в рамках проекта Sukhoi SuperJet-100. Вскоре после подписания документов президент ГСС Виктор Субботин ответил на вопросы корреспондента "АвиаПорт.Ru".
- Соглашение, подписанное Вами с "ВТБ-Лизинг", предусматривает реализацию самолетов SuperJet через эту структуру. Но ГСС уже имеет аналогичную договоренность с "Финансовой Лизинговой Компанией" (ФЛК). Ранее говорилось о возможности участия "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) в проекте по поставке SuperJet-ов в AiRUnion...
- Я не исключаю такого варианта, что появятся и другие лизинговые компании, готовые работать с авиакомпаниями по вопросам поставки самолетов SuperJet. Сегодня есть возможность выбрать любую. Если хочешь через ИФК - нет вопросов, пожалуйста. Если ИФК предложит лучшие условия продажи или лизингования - процентные ставки, условия платежей и т.д. Это все конкурентная среда, в которой могут работать авиакомпании. У нас такого раньше не было никогда. Было так: "либо иди туда, либо иди сюда". А сегодня авиакомпании могут выбирать.
- И все же, почему Вы не остановились на входящих в ОАК ИФК и ФЛК. Это было бы логично...
- Вы говорите "логично". Логично почему? Если вы спросите авиакомпании: "где логика?", то они ответят: "логика - в процентных ставках и прочих условиях кредитования покупки самолетов". Пусть некие другие структуры будут при ком угодно, авиакомпании к ним никогда не придут, если те не предлагают хороших условий. Потому что деньги-то, в конечном счете, авиакомпаний.
- ИФК и ФЛК выиграли конкурс правительства России и по их программам действует механизм снижения ставок коммерческих кредитов за счет специальных государственных программ по поддержке национальных самолетостроительных проектов. "ВТБ-Лизинг" не участвовал в соответствующем конкурсе и, значит, не получает соответствующие компенсации.
- Ну и очень хорошо, что называемые Вами структуры получают компенсации. Мы же не против того, чтобы с ними работать. Вот пусть они и покажут свою состоятельность перед авиакомпаниями. А про компенсации, ставки, я лично ничего не знаю. Поверьте мне: я не покупаю самолеты, а продаю их. Самолеты покупают авиакомпании, пользуясь услугами лизинговых компаний и банков.
- Сейчас предложения по SuperJet они могут получать от трех лизинговых компаний - ИФК, ФЛК и "ВТБ-Лизинг".
- Да. И я не вижу в этом никаких проблем.
- И, наверное, добавится еще и западные лизингодатели?
- Думаю, что да. Авиакомпании, которые придут с Запада, будут в первую очередь у себя дома искать лизинговые фирмы, которые помогли бы им получить самолеты. Потому что, как говорят западные авиакомпании, риски при работе с российскими финансовыми и лизинговыми структурами получаются очень высокие.
- Но ВТБ заявляет о своей конкурентоспособности не только на российском рынке, но и за рубежом.
- Мне трудно об этом судить. Но, думаю, если Антон Владимирович (А.В.Борисевич - генеральный директор "ВТБ-Лизинг" - "АвиаПорт.Ru") докажет свою состоятельность перед зарубежными заказчиками, то почему бы и нет?! Почему бы тогда иностранным авиакомпаниям не воспользоваться услугами ВТБ? Нам, ЗАО "Гражданские самолеты Сухого", очень нужен такой пример. Особенно в области финансирования наших заказчиков. Такой же выдающийся, как пример "Аэрофлота", который стал стартовым заказчиком на самолет SuperJet.
- "Аэрофлот" уже давно работает с западными финансовыми институтами. Гендиректор авиакомпании Валерий Окулов как-то сказал, что "Аэрофлот" имеет возможность и кредитоваться на Западе по ставкам LIBOR +2-3%. Вы считаете, что на этом фоне предложение ВТБ конкурентоспособно?
- Вы говорите о коммерческих условиях, а они являются результатом переговоров. Считаю, что если российские финансовые институты начнут работать на условиях западных банковских стандартов, то подобных вопросов не будет. Если ВТБ на примере сделки с "Аэрофлотом", или какой ни будь другой знаковой сделки, докажет, что может предложить выгодные условия, то и иностранцев можно привлекать к финансируемым им сделкам.
- ВТБ в свое время помог (через аффилированную структуру в Сингапуре, Moscow Narodny Bank) синдицировать крупный кредит для Иркутского авиазавода под производство истребителей разработки КБ им. П.О.Сухого Су-30К/МКИ для Индии. Не послужило ли это обстоятельство основанием для "Сухого" еще раз обратиться к ВТБ, когда речь зашла об очередной крупной сделке?
- Я не думаю, что это послужило основанием. Но, несомненно, это был еще один "плюс" в пользу ВТБ и "ВТБ-Лизинг". Это люди, которые имеют опыт работы и с российским авиапромом, с западными финансовыми структурами, по реализации сделок в интересах инозаказчика. Это только "плюс". Но никак нельзя сказать, что это - основание. А основание - те конкретные условия, которые ВТБ предлагает авиакомпаниям.
- Вы продолжаете практическую работу с другими лизинговыми компаниями? Известно, что ФЛК кредитовала Новосибирское авиационное производственное объединение (НАПО) по покупке современных станков для производства деталей для SuperJet.
- На самом деле, со всеми лизинговыми компаниями продолжается работа. Просто, повторюсь, люди, с которыми мы подписали соглашение - они показали свою конкурентоспособность.
- Вы можете подтвердить, что сроки поставки самолетов "Аэрофлоту" по соглашению от декабря 2005 г., будут выдержаны?
- Да. Мы выдерживаем график. Внутри графика, естественно, идут смещения... Вот мне задавали вопрос, как сроки полета летающей лаборатории (для проверки двигателя SaM146) влияют на первый вылет самолета SuperJet? Отвечаю: "никак". Или, например, "как сдвижка поставки дверей влияет на сроки прохождения статических испытаний? Отвечаю: мы пытаемся оптимизировать график проведения статических испытаний. Отдельные расчетные случаи раньше испытывать, а остальные, которые зависят от дверей - попозже. Но, повторюсь, мы находимся в графике. Не пока не выходим из графика.
- Статические испытания первого планера RA 94002 в ЦАГИ уже начались?
- Пока нет. Статические испытание еще не проходят - самолет еще готовят. А мы проводим оптимизацию графика проведения конкретных испытаний.