Sukhoi SuperJet-100. Новости из КБ и об испытаниях

Superjet 100 демонстрирует высокую прочность в ходе сертификационных испытаний в ЦАГИ
http://www.aviaport.ru/digest/2008/11/27/162083.html

В Центральном аэрогидродинамическом институте имени Н.Е.Жуковского (ЦАГИ) завершился один из этапов статических испытаний самолета Superjet 100 в рамках программы его сертификации. В ходе пресс-тура, посвященного 90-летию ЦАГИ, журналистам продемонстрировали стенд, где выполняются испытания Superjet 100.

Как сообщил начальник отдела "Статические и тепловые испытания" ЦАГИ Александр Дзюба, статический натурный самолет поступил в ЦАГИ в январе прошлого года; статические испытания, обеспечивающие разрешение полетов завершились к августу; статические испытания в рамках сертификации начались в ЦАГИ месяц назад. Нагрузка для первого типа испытаний составляет 2/3 от максимальной или примерно 67 т, для второго - максимальная или примерно 100 т.

К настоящему моменту в ЦАГИ завершены два очень важных сертификационных испытания - наддув фюзеляжа на избыточное давление и "очень сложный случай комбинированного нагружения, когда совместно производится наддув фюзеляжа, и нагружаются крыло или хвост". В первом случае "самолет вел себя очень хорошо, во втором получен относительно положительный результат", проинформировал начальник отдела.

По его словам, в настоящее время к сертификационным статическим испытаниям готовятся отдельные агрегаты Superjet 100.

Программа выполняется на стенде, специально построенном ЦАГИ по заказу компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), стоимостью несколько десятков миллионов рублей. Дзюба подчеркнул, что в рамках программы Superjet 100 ЦАГИ никогда не испытывал проблем с финансированием, выполнялись все требования, необходимые для полномасштабных статических испытаний самолета.

Он отметил, что в ходе уже выполненных статических не было случаев разрушения, но были даны рекомендации о необходимости усиления некоторых узлов, что является общепринятой мировой практикой. "Наша задача без разрушения самолета выяснить, какие места надо усилить", - пояснил Дзюба.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Спецы, подскажите, что означает "относительно положительный результат"?
На троечку?

И на какую "оценку" обычно проходят "очень сложный случай комбинированного нагружения" другие испытуемые самолеты?
 
НПО "Сатурн" отправило в КНААПО второй двигатель SaM146 для второго самолета SSJ100

В середине декабря по планам ГСС двигатели SaM146 поднимут в небо SSJ 100 с бортовым № 95003

23 ноября c.г. с производственной площадки НПО "Сатурн" (г. Рыбинск) в КнАПО (филиал ГСС в Комсомольске-на-Амуре) отправлен двигатель SaM146. Это второй двигатель для второго самолета SSJ-100 бортовой №95003, который по планам ГСС в середине декабря начнет участвовать в сертификационных зачетных испытаниях.

В настоящий момент изготовление перспективного двигателя проходит важные этапы: проводятся полеты самолета Sukhoi SuperJet100 с двигателями SaM146 по программе Сертификационных Зачетных Испытаний. По состоянию на 25 ноября 2008г. осуществлено 58 вылетов, наработка двигателя приближается к 500 часам. Максимальная продолжительность полета - 4 часа 55 минут. В ходе полетов отмечена устойчивая работа двигателей на всех режимах, соответствие параметров двигателя техническим условиям, получен расход топлива, близкий к расчетному. Параллельно с испытаниями первой летной машины в Комсомольске идет производство как опытных, так и первых серийных самолетов. Самолет SSJ100 с бортовым № 95006 передан на ресурсные испытания в СибНИА - филиал ЦАГИ в Новосибирске.

Продолжаются стендовые и летные испытания двигателя SaM146. Опытные образцы двигателя SaM146 показали хорошие результаты при стендовых и летных испытаниях, суммарная наработка превышает 2000 часов. Завершается подготовка ко второму этапу испытаний двигателя на летающей лаборатории.

В НПО Сатурн на разных стадиях изготовления находится до 30 двигателей, осуществляется сборка нескольких двигателей SaM146, предназначенных для завершения программы сертификационных испытаний двигателя по требованиям норм летной годности EASA и обеспечения сертификационных испытаний самолета.

ОАО "Научно-производственное объединение "Сатурн" - ведущая двигателестроительная компания, специализируется на разработке, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, кораблей Военно-морского флота, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок.

http://www.aviaport.ru/digest/2008/11/27/162004.html
 
Закончены частотные испытания системы дистанционного управления самолёта SSJ 100
http://www.tsagi.ru/cgi-bin/jet/viewnews.cgi?id=20081203584015216389

В Комсомольске-на-Амуре специалисты по аэроупругости Центрального аэрогидродинамического института совместно с ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» провели частотные испытания системы дистанционного управления (СДУ) установленной на втором лётном самолёте Sukhoi Superjet 100.

Испытания проведены с использованием специального оборудования, разработанного в ЦАГИ. С его помощью чувствительным элементам СДУ задавались возмущения, которые самолёт испытывает при различных скоростях полёта.

Полученные в результате испытаний частотные характеристики системы дистанционного управления будут использованы совместно с расчётными данными для оценки аэроупругой устойчивости при сертификации самолёта.

Пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»
 
Сегодня (или уже вчера, по тамошнему времени?), 95003 вытаскивали на полосу, движки гоняли.
 
Если чО, я отношения к ГСС не имею, просто ретранслятором сюда выступаю :D. Но про ливрею случайно тоже знаю :). Покрашен пока только киль. У первых испытательных ливрея будет одинаковая.

Из свеженького:
Serhio сказал(а):
Блиц интервью
Я: привет
ГСС: привет
Я: вчера гоняли движки?
ГСС: не только, было несколько задач, всё отработали.
Я: когда будете поднимать?
ГСС: дня через 3-4, но лететь можно было хоть вчера.
(y)
http://balancer.ru/2008/12/22/post-1768779.html
 
Продолжаю ретранслировать :)
Сегодня скоростная пробежка 95003, а завтра планируется первый полет... Но это так, больше для отчета на верх... Самолет в первых числах загонят в малярку, и следующий полет может быть не ранее числа 20 января... А 95001 с 17 числа на ремонте...
http://www.aviaport.ru/conferences/12197,277/#p55181
 
Реклама
Может и так, а может неудачно выразились. У него примерно в это время должна была 200-часовая форма быть, на конец ноября было 150 часов налёта. Так что возможно просто обследование по полной программе и наверняка заодно уж и подкручивают чего-нибудь, как без этого на первенце.
 
ГСС наконец разразилось пресс-релизом о первом вылете 95003

24 декабря 2008 года, Комсомольск-на-Амуре – Сегодня впервые поднялся в воздух второй самолет Sukhoi Superjet 100 #95003. Он присоединился к программе летных испытаний Sukhoi Superjet 100, которые стартовали в мае этого года.

Самолет взлетел с заводского аэродрома и, выполнив полет на высоте до 6000 метров продолжительностью 2 часа 30 мин, благополучно приземлился.

В соответствии с полетным заданием самолет выполнил традиционную проверку характеристик устойчивости-управляемости и работоспособности всех систем. Самолет пилотировал экипаж летчиков-испытателей компании «Гражданские самолеты Сухого» - Леонид Чикунов, капитан, и Николай Пушенко.

«По итогам полетов первого летного самолета на различных режимах мы внесли определенное количество изменений в программное обеспечение, которое установлено на SSJ100 #95003. Сегодня, с учетом всех доработок, самолет продемонстрировал уже в ходе премьерного полета великолепные характеристики устойчивости и управляемости. И мы, как и инженеры по летным испытаниям, остались довольны показателями, которые продемонстрировал в воздухе второй летный SSJ100. Самолет прекрасно отлетал полетное задание, и я рассчитываю, что в самое ближайшее время он присоединится к программе сертификационных испытаний», - отметил летчик–испытатель «ГСС» Леонид Чикунов.

На первые два самолета – SSJ100 #95001, который совершил первый полет в мае, и SSJ100 #95003 – в общей сложности приходится 398 сертификационных полетов. Это большая часть сертификационных полетов, в ходе которой оба самолета, оснащенные комплексной системой бортовых измерений, выполнят широкий спектр полетов для оценки летно-технических и взлетно-посадочных характеристик, устойчивости и управляемости, работы двигателя и основных систем. На них же пройдут испытания в условиях высоких и низких температур, а также в условиях эксплуатации на высокогорных аэродромах.

На сегодняшний день первый самолет SSJ100 #95001 уже провел в воздухе более 200 часов. «С мая, когда взлетел первый самолет, мы проделали огромную работу. Во время испытаний мы, как летчики-испытатели, испытываем самолет, в том числе, и на режимах, с которыми пилоты авиакомпаний редко сталкиваются в обычной практике. Мы обязаны убедиться, что в критических ситуациях самолет останется управляемым. В ноябре, наряду с испытаниями систем и летно-технических характеристик, мы провели первый этап испытаний на сваливание и большие углы атаки. Хочу отметить, что самолет ведет себя очень предсказуемо и не доставит проблем обычному линейному летчику», - прокомментировал первые результаты летных испытаний старший летчик-испытатель Александр Яблонцев.
 
... а следом - и Сатурн (с любопытными деталями по планам сертификации СаМа)

ТЕКУЩИЙ СТАТУС ПРОГРАММЫ
СЕРТИФИКАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ SAM146

24 декабря 2008 г., Рыбинск. – Сегодня в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет второго опытного самолета SSJ100 с двигателями SaM146. По данным компании "Гражданские самолеты Сухого" /ГСС/, самолет взлетел с заводского аэродрома и провел в воздухе 2,5 часа. В ходе первого полета он поднялся до высоты 6 тысяч метров. В ходе полета были проверены характеристики самолета на устойчивость и управляемость. Самолет пилотировали летчики-испытатели ГСС Леонид Чикунов и Николай Пушенко.

Практически одновременно, 19 декабря 2008 года, в Жуковском на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ начался второй этап летных испытаний двигателя SaM146. «Этап испытаний рассчитан на 150 летных часов. В результате испытательных полетов будет отработана программа управления тягой двигателя и подготовлена для сертификации версия программного обеспечения FADEC (электронно-цифровой системы управления двигателем). Это основная задача данного этапа летных испытаний», - отметил директор программы SaM146 НПО «Сатурн», вице-президент компании «PowerJet» Юрий Басюк. Решением компании «Снекма» (группа «Сафран»), с целью сокращения сроков и оптимизации расходов, испытания будут продолжены на базе ЛИИ им. Громова без ранее планируемого перегона самолета в город Истр, где находится испытательный центр «Снекмы».
Сертификация двигателя SaM146 по требованиям EASA запланирована на сентябрь 2009 года

Заканчивается подготовка испытательного стенда в ЦИАМе для проведения комплекса испытаний двигателя на противообледенение. До конца года в ЦИАМ будет отправлен очередной опытный двигатель. Этот этап, начавшись в конце января 2009 года, будет завершен в марте 2009 года, что позволит ГСС перейти к испытательным полетам в условиях обледенения в районе Мурманска.

2009 год – решающий для программы SaM146. Это и завершение работ с опытными двигателями, результатом чего станет получение Сертификата типа EASA, сертификация производства на НПО «Сатурн» по требованиям АРМАК, а также начало серийного производства и эксплуатации в составе самолета.
 
Реклама
В четверг 25 декабря, на следующий день после облета 95003, усилиями агентства Авиапорт.ру (за что ему большая благодарность!), была организована встреча нескольких авиационных журналистов с главой компании "Сухой" М.А. Погосяном и вице-президентом Боинга по России и СНГ С.В. Кравченко. Основная тема - гражданская авиация и производство гражданских самолетов в условиях кризиса. В обстановке неформального общения (в ресторане "Генацвали" :) ) была предоставлена возможность задать первому лицу "Сухого" некоторые вопросы по программе ССЖ. Помимо общих (и уже хорошо известных) заверений о том, что к концу 2009 года ССЖ получит сертификат типа и поступит в эксплуатацию в АФЛ, были даны более-менее конкретные ответы по ходу программы. Ниже - наиболее интересные из них.
95004 планируется передать на ЛИ в конце 1-го - начале 2-го кварталов 2009 г. (читай - в марте-апреле), 95005 - "во втором квартале" (значит, вряд ли раньше мая-июня). 95001 и 95003 в январе-феврале будут продолжать полеты по программе сертификационных испытаний в Комсомольске, перебазирование их в Жуковский состоится не раньше марта-апреля. Всего на сегодня по программе ЛИ выполнено "более 70 полетов" с общим налетом "более 200 часов"
 
Назад