Источник: газета «Коммерсантъ»
Автор: Андрей Колесников
http://www.aviaport.ru/digest/2009/05/12/172521.html
Вчера председатель правительства Владимир Путин, прилетев в Комсомольск-на-Амуре, осмотрел образцовый филиал холдинга "Сухой", где строится самолет Superjet 100, и пообещал добавить денег на увеличение уставного фонда совместного российско-итальянского предприятия и на достройку самолета. А на совещании, посвященном судьбе дальневосточного судостроения, он пообещал денег на этот раз самому отсталому предприятию отрасли - Амурскому судостроительному заводу (АСЗ), а главное, неожиданно объявил о беспрецедентной мере: деприватизации завода, которым управляли, по его словам, неэффективные собственники. С подробностями из Комсомольска-на-Амуре - специальный корреспондент "Ъ" Андрей Колесников.
В цехе по окончательной сборке Superjet 100 стояло три самолета. Все они были без двигателей. Два самолета с двигателями недавно улетели в Жуковский. Начальник цеха Илья Костин рассказал, что самолет получился хорош во всех отношениях. В двигатель, который делается совместно с французами, в качестве эксперимента в Рыбинске на заводе "Сатурн" забрасывали лопатами песок - и ничего.
- Что ничего? - переспросил я.- Не стало двигателя?
- Вообще ничего не случилось! Выветривался песок!
- А птиц забрасывать не пробовали? - поинтересовался я.
- Это как в том анекдоте, что ли? - засмеялся Илья Костин.- Когда один такой эксперимент тоже ставили, куриц кидали и двигатель разносили на кусочки?! Был такой анекдот... Курица была мороженая.
- Так ставили эксперимент на птицах, если серьезно? - переспросил я, подозревая, что и первая история является не анекдотом, а былью из суровых будней отечественного самолетостроения.
- Конечно, кидали,- признался Илья Костин.- У нас же испытания идут. Но этому самолету все нипочем!
Чего, как я понимаю, не скажешь о птицах.
Всего, по словам Ольги Каюковой, директора по связям с общественностью "Гражданских самолетов Сухого", продали уже 96 самолетов. Первыми должны их получить "Армянские авиалинии".
- Как же так, кризис вас разве обошел стороной? - спросил я.
- Так ведь заказы-то на наш самолет оформили еще до кризиса! - с искренней радостью в голосе сказала Ольга Каюкова. - Проплатили авансом, теперь уже отступать некуда... Конечно, есть такие компании, как "Дальавиа" или "Эйрюнион", которые радостно обанкротились. Но таких компаний мало все-таки... К тому же "Росавиа" должна выкупить эти слоты (шесть и 15 самолетов соответственно.- А. К.).
Гендиректор "Сухого" Михаил Погосян добавил, что "Армянские авиалинии", как и все остальные авиакомпании, сейчас на самом деле не в состоянии купить что-нибудь. Для них разрабатываются кредитные программы - через Внешэкономбанк и Внешторгбанк...
В углу сборочного цеха в выгородке из железной сетки сидели французы. Они робко поглядывали из-за нее на происходящее вокруг и выходить за пределы огороженного пространства, похоже, не рисковали и ни в какие переговоры ни с кем не вступали. Нам между тем рассказали, что французы здесь занимаются деликатным делом: когда из Рыбинска приходит двигатель для Superjet 100, французы одевают его в мотогондолу и ставят его под крыло. Этим их миссия в Комсомольске-на-Амуре исчерпывается.
Впрочем, и сами французы за сеткой казались какими-то исчерпанными. Более того, они тут выглядели как будто бы заложниками, благодаря наличию которых можно решить, например, к обоюдному удовлетворению проблему раздела спорной трехлетней российско-французской дочери Лизы Беленькой.
Владимир Путин прилетел в Комсомольск-на-Амуре с трехчасовым опозданием (как раз этого времени было достаточно для того, чтобы успеть посмотреть финальный матч чемпионата мира по хоккею Россия-Канада - о нем см. стр. 16).
Около одного из стендов господин Путин довел до сведения господина Погосяна, что правительство выделяет 3,2 млрд руб. на увеличение уставной доли в совместном российско-итальянском предприятии, производящем Superjet 100. Кроме того, 3,6 млрд руб. правительство дает "Сухому" на прямую поддержку проекта Superjet 100 в рамках федеральной целевой программы. К тому же $250 млн получат авиакомпании в виде кредита на закупку Superjet.
Господин Путин поднялся по трапу, зашел в салон нового самолета, где были установлены несколько рядов кресел, на которых после перелета Москва-Комсомольск-на-Амуре очень хотелось вздремнуть журналистам в ожидании премьера, посидел в кресле первого пилота и вышел из Superjet, видимо, с твердым ощущением, что деньги отданы в хорошие руки.
- Это масштабная программа,- сказал сотрудникам завода премьер,- рассчитанная на...
Он посмотрел на господина Погосяна, и я решил было, что программа рассчитана на господина Погосяна.
- На 25 лет,- ответил на его взгляд глава холдинга "Сухой".
- На 25 лет,- повторил премьер.- Будет чем заняться!
- Мы рады! - обрадовались сотрудники и сотрудницы.
- Мы тоже. Хорошая продукция,- добавил премьер.