В Семипалатинске, только "рыженькие" были. Сначала выдали на одну эскадрилью, после того как запретили летать в Хатанге над водой без ВМСК.
"Комплект ВМСК-2М
Высотные морские спасательные комплекты ВМСК-2М (ВМСК-4) предназначены для обеспечения нормальных условий жизнедеятельности и работоспособности экипажа в полете. Но главное - они должны были обеспечить условия для выживания после аварийного покидания самолета в воздухе при выполнении полетов над водной поверхностью. Они обеспечивали безопасное пребывание в воде в течение 12 ч при температуре воды от 0 до +10 град С и температуре окружающего воздуха до -15 град С.
В комплект ВМСК-2М входили:
• высотный компенсирующий костюм ВКК;
• теплозащитный комбинезон;
• водозащитный комбинезон;
• гермошлем (кислородная маска);
• ботинки;
• гермоперчатки;
• надувной ворот.
В комплекте ВМСК-4, в отличие от ВМСК-2М, вместо водозащитного комбинезона применялся морской комбинезон, состоящий из водозащитной оболочки и силовой оболочки, и вместо плавательного ворота применялся авиационный спасательный пояс АСП-74.
Майор Николай Попов вспоминает: «Летали до начала 80-х годов в ВМСК-2М (серого цвета), а потом перешли на ВМСК-4 (они уже оранжевого цвета были). Старые комплекты были хуже. У них был надувной воротник очень неудачной конструкции. На ВМСК-2 применялся плавательный ворот ПВ-2, который после приводнения «стремился» утопить летчика. Даже старый жилет АСЖ-58 имел лучшую конструкцию. Еще ВМСК-2М был неудобен тем, что в нем не было карманов, чтобы зимой руки засунуть пока к самолету идешь, и воротника не было. Холодно в нем было. Дошел до самолета, вспотел, сел в кабину и замерз. Но и в ВМСК-4 летать было мало удовольствия. На Ту-128 и ВКК первоначально заставляли всегда надевать. Лишь потом ВКК был обязательным только во время боевого дежурства. Поэтому сначала надо было надеть теплозащитный костюм. Это - костюм из простеганного тонкого ватина (меньше 1 см толщиной). Он был с носками как одно целое сделан. Только круглая застежка на животе. В ВМСК на животе тоже отверстие и через него залезаешь в сам оранжевый костюм. Самое интересное, что у него воротник сделан из двух частей. Одна часть трикотажная, а вторая часть резиновая. И перед катапультированием, надо прислонить к телу резиновый край воротника и таким образом обеспечить герметичность костюма после автоматического приведения его в действие. Потом подсоединяешься к ОРК-9. Там вентиляция идет, а клапаны все позакрывать на ВМСК надо. ВМСК тоже был как одно целое с чулками. После этого надеваешь ботинки и вешаешь поплавки. Их положено было пришнуровывать. АСП-74 одевался в составе его штатной привязной системы, или отдельно поплавки пришнуровывались к снаряжению ВМСК-4. При выводе поплавков через штатные окна подвесной системы КТ-1, не исключалась возможность возникновения «эффекта ворота ПВ-2». Т.е. не исключалась возможность утопления летчика собственным спасательным снаряжением. После соответствующих тренажей начальник парашютно-десантной службы 356 ап старший прапорщик Олейник предложил выводить поплавки в окна между плечевыми обхватами и ножными обхватами. Это обеспечивало наполнение и всплытие поплавков АСП перед лицевой частью пилота. Таким образом, пилот плавал лицом вверх, а не затылком как в случае с ПВ-2 или штатным расположением поплавков в боковых окнах подвесной системы. Это ещё давало экономию времени при экстренном покидании самолета на земле. При этом поплавки не могли зацепиться за элементы подвесной системы, а при открытии замка подвесной системы сразу освобождались».
Автор: Сергей Бурдин
Дата публикации: 28.05.2011