Все мы сейчас переживаем не простые времена. В таких условиях слабые духом пытаются запрятаться куда подальше. Лишний раз не высовываться - а вдруг не в попад? И если такой кого-нибудь гнобить и будет, то только хором. За компанию. Я как все, какие ко мне претензии?
А по-большому счету - готовы ли мы поддержать друг друга? А если понадобится, то и защитить? Ведь не чужие. За долгие годы совместной службы мы наверняка съели пуд соли. Больших секретов то у нас и нет. И если не готовы, значит, незаметно для себя кое кто потерял часть своих общечеловеческих качеств. Хорошо бы - не навсегда, безвозвратно.
Я призадумался - стоит ли на страницах форума размещать текст моего письма, с которым я в 2005 году обращался и к Президенту России, и в Министерство обороны РФ? Они отличаются только первой строкой. Речь в нем шла о том, о чем я размышлял только что. О поддержке друг друга. Правильно делаю или нет - судить вам. А теперь - письмо.
Господин Президент!
Прошу с должным вниманием отнестись к моему обращению и восстановить справедливость.
К Вам обращается бывший военный штурман Чайка Алексей Яковлевич. Уже более 12 лет я пенсионер. Но в нашей жизни есть даты, которые постоянно возвращают нас в нашу молодость. И мы вновь мысленно переживаем разные моменты жизни вместе с нашими друзьями. Для старших поколений – это День Победы 9 Мая, для моего поколения – приближающееся 23 февраля, День Советской Армии и Военно-Морского Флота.
С 1983 года по 1989 год я служил в истребительном авиаполку в г. Омске. Командиром авиаотряда у меня был м-р Решетников Геннадий Иванович. Среди однополчан он пользовался заслуженным авторитетом, был грамотным летчиком и заботливым семьянином. Где-то в 1987 г. по замене он уехал в Заполярье. В 1988 году по заданию командования м-р Решетников Г.И. выполнял полет по маршруту Амдерма - Новосибирск. При взлете с промежуточного аэродрома после отрыва от ВПП он заметил, как фонарь кабины начал открываться. Он попытался удержать его, ухватившись за ручку фонаря. Но процесс срыва фонаря остановить было уже невозможно. Мгновенное усилие в несколько тонн сорвало фонарь кабины, сломав летчику правую руку и правую ключицу. Дикая боль, шок летчика при взлете самолета гарантировали катастрофу. Но усилием воли м-р Решетников Г.И. продолжил набор высоты.
Набрав достаточную высоту, он оценил ситуацию. Продолжать выполнение задания было невозможно, выполнить команду руководителя полетов и катапультироваться с технически исправного самолета – не позволили совесть и профессионализм. Истекая кровью, м-р Решетников Г.И. выработал топливо до разрешенного инструкцией остатка и выполнил маневр для захода на посадку.
Ту-128 – это дальний истребитель-перехватчик, созданный в конце 60-х годов. На малых скоростях полета при заходе на посадку он очень инертен, сложный в управлении. Это знают все летчики-ветераны, летавшие на этом типе. Даже физически здоровые из них не всегда благополучно заканчивали полетное задание. У м-ра Решетникова Г.И. в полете действующей оставалась только левая рука. Работая только ею по очереди и рычагом управления двигателем, и тяжелым штурвалом, этот мужественный человек спас дорогостоящий самолет, благополучно выполнил посадку и предотвратил неминуемую катастрофу.
После этого было длительное лечение в московском госпитале и безжалостный приговор врачей – «по состоянию здоровья к летной работе не годен». В расцвете сил м-р Решетников Г.И. потерял здоровье, любимую работу и был уволен из рядов Вооруженных Сил СССР.
Командование авиаполка оценило мужество военного летчика Решетникова Г.И. и отправило в Министерство обороны СССР представление к высокой государственной награде. Но в Москве в теплом кабинете кто-то из чиновников решил, что крови было пролито маловато и как такового подвига не было. Не смотря на то, что сделанное м-ром Решетниковым Г.И. в последнем полете на боевом самолете без преувеличения – подвиг. Это, уверен, подтвердит любой летчик.
Утверждают, что рукописи не горят. Возможно. Но я точно знаю, что мужественные поступки людей время не сможет стереть с нашей памяти. Иначе мы потеряем право называться людьми. Поэтому пусть даже через многие годы поступок обычного гражданина России Решетникова Г.И. вызывает уважение и достоин, с моей точки зрения, высокой государственной награды. Согласен, очень трудно было управлять самолетом Герою Советского Союза Алексею Маресьеву, имеющему вместо ног протезы. Но история реактивной авиации вообще не знает случаев, подобных тому, о котором я Вам сообщаю. Это уникальный случай. Если понадобится официально подтвердить этот случай, без проблем это сделают многие однополчане м-ра Решетникова Г.И.
Если быть честным, то не ему нужна эта награда. Он никого об этом не просил да и живет без нее многие годы. Торжество справедливости важно для молодых пилотов России, для многих мальчишек-романтиков, мечтающих об авиации. Когда есть с кого брать пример – легче покорять кажущиеся недоступными вершины. Неважно, когда награда найдет своего Героя – на праздник воинской доблести или в будний день. Но очень важно, господин Президент, чтобы мужество людей, делающих современную Историю, государством все-же было достойно оценено.
Если это возможно, прошу мое письмо к Вам опубликовать в армейской прессе России.
16 февраля 2005 года
С уважением, А.Я. Чайка,