Путей в авиацию много, и у каждого из нас он свой.
Родился я 2 февраля 1948 года, как раз в день рождения Валерия Чкалова. А т.к. мой отец- Степан Иванович, светлая память ему, в Чкалове души не чаял, то и назван я был в честь его, да и путь мой был начертан со дня рождения.
Родился в селе Седельниково, что севернее Омска, .За селом в конце улицы был аэродром (просто поле), где иногда садились У-2. Все было на детских глазах. Позже, когда переехали в Новокузнецк- Во втором классе нас повели на экскурсию в дом пионеров, где я впервые увидел, как пацаны сами делают самолеты, которые могут летать. Тот восторг не прошел мимо внимания руководителя студии и через пару недель я уже был в числе кружковцев.
Через несколько лет этот же руководитель студии нашел на складе ДОСААФ два планера БРО-9, которые еще не сделав ни одного полета, уже были в состоянии хлама. Всю зиму мы шкурили и клеили эти останки, к лету два летательных аппарата значительно тяжелее воздуха были готовы к полетам.
Процесс взлета и полета был рассказан и показан на пальцах очень подробно, человеком, который сам никогда не летал, но считал, что это должно было выглядеть именно так.
Первый взлет наметили на 10 мая. На поле в землю был вбит стальной кол, длиною в 70 см, на конце шар, по диаметру кола. На этот шар надевается стартовое устройство с кольцом, к которому привязана ручка старта. Впереди планера крюк прямо над лыжей ( колеса заменены широкой лыжей. За этот крюк цепляется резиновый амортизатор длиною 16 метров. Цепляется так, как пулька у рогатки за середину. Теперь по 5 человек с каждой стороны берутся за концы амортизатора и считая шаги начинают растягивать резину. Получается картина. Планер стоит на одной лыже, зацепленный через стартовое кольцо за кол, вбитый в землю, а за крюк его, как из рогатки растянули амортизатором. Теперь по команде старшего пилот дергает за стартовую ручку, кольцо соскакивает с шарика и планер , как из рогатки выстреливается вперед. Здесь нужно взять ручку на себя и это чудо с углом градусов 15-20 взмывает в небо метров на 7-10. Главное в момент потери скорости отдать ручку от себя- теперь переломив траекторию полета планер чуть-ли не с тем же углом стремительно летит вниз, где выбираешь ручку с перепугу и планер садится. Ну, слово садится это очень громко. Как правило, это было либо падение с высоты 0.5-1 м, после полной потери скорости, либо банальное втыкание в землю без выравнивания. Что вы хотите?. Мне было 15 лет, остальные постарше но на год-два, никакой науки- только одно желание. И так свой первый полет я выполнил 17 июля 1963 года. Взлет, набор высоты 7-8 метров, полет по прямой 250-300 метров и почти мягкая посадка. К концу лета я мог с бугра с растяжки пролететь больше километра, а учитывая, что весу у меня было около 40 кг- я был самым легким и летучим.
Нашей группой заинтересовались в Кемеровском аэроклубе и на следующий год нам дали два планера- КАИ-12- «Приморец» Лебедку «Геркулес» и двух инструкторов. На Каи-12 я отлетал два года, уже начали вести учет налета, налетал около 60 часов, и 25 сентября 1965 года, отпросившись у родителей в возрасте 17 лет покинул навсегда отчий дом- уехал в Кемерово. Учился в школе, жил в общаге со строителями, вечерами учеба в Аэроклубе ( в те времена уже УАЦ). Вариантов никаких. К осени – поступление в Армавир. Программу усваивал не плохо, но почувствовал, что что-то притормаживает. Оказывается в нашей группе- брат чемпиона мира по высшему пилотажу Мартемьянова Владимира- тоже решил поступать в училище, а от группы форсированно готовили по одному.
Дела у меня не складывались. В июле все подготовленные кандидаты уехали в Армавир, а я остался долётывать программу. Сам то я все понимал, а как объяснить отцу- он гордился мной и верил, что я свое обещание выполню, а меня просто запустили во второй эшелон. Мозгов у меня хватило дать телеграмму на имя начальника училища:- «Разрешите прибыть с опозданием по окончании программы подготовки» - Через две недели приходит телеграмма «Разрешаю». Сметанин.
Кто такой Сметанин, что разрешает. В военкомате никто не знает, а мои объяснения, что это начальник училища- никому не нужны. В общем неделя переговоров и 18 августа 1966 года я в поезде на Армавир. Поступил легко, -только что закончил школу, учился хоть и не дома, но не плохо. А дальше -лекции по математике и двойки от Парзян ( кто помнит-это математичка) далее лабораторные работы по авиационному материаловедению у господина Киракосяна- и Ураа- полеты в славном Соколе – поселок Разбойщина. Прямо около Саратова. Два года в экспериментальной группе на Л-29.Уровень подготовки курсанта 3 го курса – День- минимум 300*3, ночь -Сму 600*6, Парная подготовка, полеты на простой и сложный пилотаж, воздушные бои и типовые атаки по наземным целям. С огромной теплотой вспоминаю своего инструктора Анатолия Чумаченко. Научил чувствовать самолет, не бояться его. Хулиганил, где это только было возможно. Я, уже будучи взрослым пилотом, не рискнул бы с подготовленным ведомым летать парой так, что пыль с дороги поднималась, копешки сена раздувались и рыбаки из лодок выпрыгивали, а он летал и нас с собой возил и говорил, что верит нам. Четвертый курс на Миг-17.Инструктр Хромченко Саша, ком. звена Аверин.(позже- начальник и зам СВАУЛШ)
Так сложилось, что все мы из нашей группы отлетали каждый свое и надели папахи, и только Толик Кирюшин не смог- погиб в отпуске еще курсантом. Я летал до 49 лет.