МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
МБОУ ГИМНАЗИЯ №25 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
СЕКЦИЯ«ЗЕМЛЯКИ»
ТЕМА: «ТВОРЕНЬЕ РУК ТВОИХ, УЧИТЕЛЬ»
Работу выполнил ученик 6-В класса МБОУ гимназия №25 г. Ставрополя
Геращенко Артём …
Научные руководители:
магистры образования
Лец Марина Николаевна,
Гаазов Василий Леонидович
СТАВРОПОЛЬ – 2012
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение
1. Краткая биография Вагифа Гаджиевича Гуламова
2. Творческое начало
3. От лётчика – к учителю
4. Основные приёмы творческой деятельности
Заключение
Литература
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Порою в этом мире мы не замечаем того, что рядом с нами живут очень интересные люди. Они с одной стороны неприметны, так как не стремятся руководить другими, но с другой – они настоящие мастера своего дела, так как своё увлечение сумели довести до высшей степени совершенства,став мастерами.
В 5 классе у нас появился новый предмет –технология. Именно тогда я впервые познакомился с учителем технологии Вагифом Гаджиевичем Гуламовым. И хотя в моём классе преподавал другой педагог, ВагифГаджиевич после уроков вёл для всех желающих ребят кружок резьбы по дереву. А в этом учебном году на день гимназиста впервые была организована персональная выставка В.Г. Гуламова. Когда мы с ребятами увидели эту выставку, то словно попали в сказку. Мы смотрели на поделки, созданные его руками, и я подумал о том, как мало мы знаем об учителе, который создаёт такую красоту. Мне захотелось побольше узнать об этом человеке и рассказать другим, тем более, что14 февраля Вагифу Гаджиевичу исполнилось 65 лет и эта работа – подарок для него.
]
Цель моего исследования – изучить прикладное творчество Вагифа Гаджиевича Гуламова.Для этого были поставлены следующие задачи:
§ познакомитьсяс биографией учителя - мастера,
§ выяснитьосновные приёмы его творческой деятельности,
§ определить мотивы, оказывающие влияние на его творчество.
Для решения этих задач я, в первую очередь, обратился за помощью к учителям гимназии № 25 , хорошо знающих этого человека, ознакомился с газетными статьями, написанными о нём. А самое главное я узнал из беседы с Вагифом Гаджиевичем, когда брал у него интервью.
1.КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ВАГИФА ГАДЖИЕВИЧА ГУЛАМОВА
Гуламов Вагиф Гаджиевич родился в 1947году в г. Баку. Детство его прошло в просторном общем дворе, где все себя чувствовали одной дружной семьей. Когда построили в городе Дом пионеров, Вагиф записался в кружок судомоделирования - хотел конструировать самолеты, но научить было некому. Первую свою серьезную работу запомнил навсегда - без помощников вырезал из дерева для модели средневековой каравеллы Афину Палладу.В 1965 году он закончил одиннадцатилетку, а в 1966 году поступил в Армавирское лётное училище. Через 4,5 года из стен этой учебного заведения уже вышел лейтенант. Вагиф Гаджиевич мог сделать блестящую военную карьеру на земле, но молодой офицер хотел летать. Вначале его направляют в сибирский город Омск, затем в Заполярье в Андерму, а потом обратно в Омск. Прослужил Гуламов Вагиф Гаджиевич 23,5 года,вернее будет сказать, пролетал. За это время из лейтенанта он стал майором. За годы службы освоил семь типов самолетов - от давно списанного Ту-128 до современной машины четвертого поколения МиГ-31. Налетал больше трех тысяч часов, с запасом перекрыв тройную норму. И гореть доводилось,и другие неприятности были, но судьба брала под крыло, миловала, щедро даря минуты радости. Счастливый человек: хотел летать – летал.
2. ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО
Длинными, полярными ночами, под завывание пурги, чтобы как-то скоротать время, он стал заниматься резьбой по дереву.Первой армейской работой стало изображение якута на доске от раздавленной льдами старой пристани – прямые, как струны, волосы, узкие щели глаз, обветренныеточеные скулы, неизменная трубка в белых до блеска зубах. Собирательный образ коренного жителя тех мест, где предстояло провести многие годы. А затем появилась ещё одна работа и ещё….
За годы службы друзьям-товарищам Вагиф Гаджиевич раздарил больше тысячи резных скульптур, чеканок, экслибрисов. И это при жестком графике - в неделю не меньше трёх заступлений на боевое дежурство, плюс тренировки, плюс дежурства, теоретические занятия, политподготовка. Хочется отметить и то, что за инструмент он брался только в моменты вдохновения, когда появлялась внутренняя дрожь от предвкушения всепоглощающей творческой страсти.Но самое трудное было выносить в себе будущий образ - до мельчайших линий иоттенков. Одна из множества масок индейцев, кажется, вобравшая в себя силу имудрость краснокожих вождей многих поколений, заняла у мастера без малого десять лет. А второй принцип такой: не работать за деньги, на заказ. Еще в армии Вагиф случайно познакомился с двумя скульпторами, видно, в коммерции ребят тертых. Когда увидели работы совершенно неизвестного широкой публике офицера Советской Армии, пристали к нему, как с ножом к горлу: продай! Денег,что давали, хватало на две трехкомнатные квартиры где-нибудь в областном центре, а вдобавок еще машину обещали подогнать. Но он отказался наотрез, не раздумывая, сказав на прощание: «Вдохновение не продается!».
3. ОТ ЛЁТЧИКА – К УЧИТЕЛЮ
В СШ № 25 Гуламов Вагиф Гаджиевич пришёл 1 декабря 1989 года. Когда устраивался в школу, поначалу даже сомневался в правильности своего решения: в армии учил молодежь, и вот опять… Но привык, вошел во вкус. Да и дети стареть не дают: на них всегда можно проверять идеи и замыслы. За 22 года работы он зарекомендовал себя как профессионал своего дела, Учитель с большой буквы. На уроках технологии ребята начинают с выпиливания лобзиком незатейливых фанерных мишек, зайцев, белок. Позже, поднабравшись опыта,приступают к работе с резцом по дереву, следом осваивают сверлильный и токарныйстанки. Если раньше подсвечники и вазы собственного производства учитель разрешал забирать с собой, то теперь правило такое: один экземпляр домой, другой – школе.
ВокругВагифа Гаджиевича всегда люди. Они приходят к нему с разными просьбами, ученики остаются после уроков, а этот человек никому не отказывает. В настоящее время у мастера-наставника есть приемник – Владислав Петрович Кирьянов, учитель технологии, недавний выпускник Светлоградского педагогического колледжа,которому Вагиф Гаджиевич, как опытный педагог, передаёт секреты своего мастерства. Он, как мудрый человек, понимает, что рано или поздно ему придётся уйти со школы, поэтому готовит себе смену. В феврале 2012 годы Вагиф Гаджиевичсо своим наставником вместе давали открытый урок для родителей, дедушек и бабушек учеников. Урок уникальный – сразу работали в мастерской учащиеся с 5 по 8 класс, и у каждой группы было своё задание. А их «болельщики» наблюдали со стороны и очень переживали за мастерство своих детей и внуков. После такого урока даже многие родители поняли, что только труд может украсить настоящего мужчину.
4. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Про таких, как Вагиф Гаджиевич, говорят: « Мастер на все руки». За что не берётся этот человек – всё у него получается. Он может работать с железом,починить электроприбор, сделать детский стульчик. Но больше всего он любит заниматься чеканкой, граверным делом, маркетри, резьбой по дереву. Мастер прекрасно рисует, художественно пишет.
Чеканка – это получение рельефных изображений на тонких металлическихлистах (главным образом медных) путём ручной выколодки. Когда смотришь на такие работы мастера, видишь, с какой скрупулезностью он выполнял работу. Такое ощущение, что работал ювелир. Это сейчас Вагиф Гаджиевич носит очки, а в былые годы, как лётчик, обладал прекрасным зрением.
Маркетри– это вид мозаики из фигурных пластинок фанеры (различных по цвету и текстуре),которые наклеиваются на основу (деревянная мебель, панно и др.). ВагифГаджиевич делает такие работы сам и учит школьников.
Обладая тонким художественным вкусом, онкрасиво раскрашивает их и получается настоящие шедевры.
Но, пожалуй, любимое дела мастера – это резьба по дереву. Чего только за свою жизнь не вырезал мастер.В 2012 году Вагиф Гаджиевич собрал свои работы,попросил на время даже те, которые раздарил, и мы увидели его выставку. Чего там только не было: гномы, лесные духи, маски индейцев…и даже чертей. Правда,черти у мастера получаются добрые. Вагиф Гаджиевич рассказал мне, что как-то в отпуске он побывал в Вильнюсе, в национальном художественном музее им.Микалоюса Чюрлёниса, где впервые увидел маски чертей. Тогда он и начал вырезатьэти забавные персонажи. Но, когда смотришь на них, то вроде всё на месте - и рожки, и клыки, и уши торчком, но рожицы всё ж получались забавные, ни злобы в них, ни тайного умысла. И на лицо нестрашные, и внутри добрые. Потому,наверное, в ход шли не только привычная сосна, липа, кедр, но даже осина, неполюбившаяся нечистой силе.
Делает мастер и распятия и даже иконы. Но на это надо особое благословение и особый творческий настой. ]
В арсенале рабочих инструментов мастера только около восьмисот резцов собственного изготовления размерами от иголки до топора - магазинный минимум для воплощения глубокого замысла не подходит.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пока Вагиф Гаджиевич работает, то ощущает,что живёт, и для него важен и ценен сам процесс. В своей работе он не делает никакой спешки, как при поточном производстве, а потому заканчивать работу ем увсегда немного грустно. Но уже толпятся новые образы, нетерпеливо ожидающие своей очереди, а за фантазией автора всегда скрывается доля реальности, как слепок с нашего пёстрого общества. И пусть с возрастом немного уходит сила, но зато обостряются чувства, а художник начинает видеть то, чего не замечал раньше. Волнующий, как перед взлетом, трепет не оставляет его и сегодня, спустя четверть века после увольнения в запас. Как-то на практических занятиях для учителей труда городских школ Вагифа Гаджиевича Гуламова спросили: не боишься,мол, раскрывать секреты мастерства, гляди, обгонят? Он даже не сразу понял, то ли шутка это, то ли всерьез. Разве можно бояться того, что опыт твой будет кем-то использован? Приобретает лишь тот, кто умеет отдавать. В заключении хотелось бы сказать, что наша великая Родина будет лишь тогда сильной, когда в ней будут такие люди как Гуламов Вагиф Гаджиевич.