Уважаемые коллеги, большое спасибо всем за полезные ответы! Это заставляет лучше вникнуть в суть проблем и делает ветку намного содержательнее — посему делюсь тем, что удалось вновь изучить, причём именно с вашей подачи. Пишу частями, сегодня про Airbus в Тяньцзине.
Начну с того, что Тяньцзинь — город, равный по населению Москве, около 14 млн чел., и на момент открытия завода примерно столько же там и проживало, причём находится он всего лишь в 90 км от Пекина. Количество жителей района Дунли, где находится это производство — около 450 тыс., а соседнего, т. н. "нового" района Биньхай (в котором существовал на тот момент, и продолжает развиваться огромный промышленный кластер)— 1 миллион.
На момент запуска завода в Тяньцзине успешно действовал, как минимум, один большой ракетостроительный завод компании China Aerospace Science and Technology Corporation. В последующие годы там были созданы новые вертолётные производства AVIC и другие предприятия китайской аэрокосмической отрасли (а с 2011 в Тяньцзине проходит главная специализированная китайская вертолётная выставка).
Airbus сотрудничает с Китаем по производству некоторых компонентов ВС с конца 90-х годов (требует отдельного изучения, каких именно (не удалось сходу найти конкретные перечисления), но вот с Boeing по производству хвостовых частей 757 — с 1996, к моменту запуска завода в Тяньцзине в Китае выпускались также двери и некоторые другие элементы для Bombardier Dash8, компоненты для самолётов ATR — к вопросу об интеграции китайского авиапрома в глобальные производства).
Естественно, решение о создании производства в Китае было принято не в 2006, ему предшествовала серьёзная подготовка, которая заняла, скорее всего, не менее года-двух — соответствующий меморандум был подписан в декабре 2005. Это, в том числе, к вопросу подготовки рабочих кадров. При этом главная китайская авиастроительная компания AVIC выступила партнёром в Airbus Tianjin, и на мой взгляд, естественно, что она и предоставила первые местные квалифицированные кадры для предприятия (вначале их было, действительно, очень мало — см. ниже), которые могли быть привлечены с других производств (из других городов). Более того, в развитии промышленного кластера в мегаполисе принимает активное участие и администрация Тяньцзиня (в некоторых подобных проектах её доля достигает свыше 30%, конкретно в этом тоже встречал, но сейчас сходу не могу найти источник) — Airbus Tianjin на 49% принадлежит AVIC и консорциуму свободной экономической зоны Тяньцзиня (TJFTZ).
Но главное, что совершенно не подлежит сравнению в случае с Ту-214 — производство в Тяньцзине было изначально "отвёрточным". Детали на него поступали с завода Airbus в Гамбурге.
На момент запуска китайского завода количество его персонала составляло всего лишь 230 человек (и только 3% этого персонала были китайскими!), к концу года его планировалось увеличить до 300, а к середине 2009, к моменту сдачи первой машины заказчику — до 500, причём 125 из них должны были составить экспаты — да, тут "вахтовый метод", о котором говорил ув.
tLS, подтверждается. Но разница-то с КАПО как раз в "отвёрточности" китайского производства.
В сентябре 2018 на производстве работало уже более 730 человек, что вообще-то, совсем немного — учитывая, что на сегодняшний день им выпущено свыше 600 авиалайнеров! Всего же на различных производствах для Airbus в Китае в том же году работало порядка 1 900 человек.
О последующей кооперации Airbus с Китаем по производству крыльев для A330, плюс углепластиковых для A350, здесь говорить не буду — это тема для другой ветки, и требует отдельного изучения.
Остаётся добавить, что в июне 2021 компания Xi'an Aircraft International в г. Сиань начала непосредственное производство фюзеляжей A320 для завода в Тяньцзине, и ожидается, что в следующем году оно достигнет темпа до 6 фюзеляжей в месяц.
Полезные источники информации:
а также другие, откуда взяты вышеуказанные факты, не перечисляю во избежание длинноты заметки — их легко можно найти самостоятельно.
Продолжение уже про КАПО и его управленческую историю следует.
Картинка из релиза Airbus просто, чтобы пост не был тупым блоком текста