Alena_, У нас грозы бывают два дня в году. Да и аэропорты в регионе не чета ШРМ.
Коллапсы возникают не от гроз, а от неорганизованности, незнания, неумения.
Я достаточно часто бываю в Гонконге. Вот там грозы!!! При этом организация полетов такая, что аэропорт закрывают только минут на 10-15, только в тот момент, когда молнии бьют непосредственно в летное поле и в зонах захода-выхода. Кто-то в эти минуты покрутится в зонах ожидания, кто-то поскучает перед вылетом у гейта, но никаких коллапсов там не бывает.
В Московской воздушной зоне самолеты летают не там, где удобно, а там, где военные позволяют. А они позволяют только по узеньким корридорам. Если, не дай Бог, посередь такого корридора стоит грозовое облако, то летать уже нельзя, насмотря даже на то, что вокруг синее небо и яркое солнце. С появлением нескольких таких облаков всю зону могут закрыть вообще. Вот это и называется коллапс по-Московски.
Помимо этих проблем, наслаивается и неспособность местного УВД свободно векторением разводить прилетающие и вылетающие потоки. Корридоры имеют ограниченную "самолетовместимость". Если она достигла предела, то остальные или ждут очереди на вылет, или летят на запасной, даже при отсутствии гроз вообще. Летать в пространстве вне корридоров нельзя. Может быть все эти трудности обусловлены необходимостью обеспечения ПВО / ПРО столицы, но ведь и в остальном мире ПВО существует и наверняка американские, европейские или азиатские столицы прикрыты не менее плотно и надежно, но это не вызывает коллапсов в полетах ГА.
Впрочем, многое из вышеупомянутого, как мне кажется, обусловлено традиционной страстью русского человека сделать все так, чтобы ему жить было трудно. Так исторически сложилось и быстро это не исправить.