vim1964, Я е спец в 737, но кое что понимаю в Эрюасах и В777. Попробую прояснить сложную ситуацию с РН простыми словами. Объяснять буду на примере В777, но, в принципе, архитектура систем управления РН на всех современных самолетах одинакова.
РН управляется педалями (и еще некоторыми системами: Yaw Damper, TAC, Gust Suppresion System) и не управляется автопилотом. То есть, управляющие сигналы в "рулевые машинки" идут либо от педалей через некоторые компьютеры, рассчитывающие величину отклонения РН в зависимости от скорости и положения закрылков, либо напрямую от вышеперечисленных систем.
РН не "болтается свободно". Это происходит потому, что отклониями РН управляют гидравлические приводы и, если на них не подается сигнал на отклонние РН, то они удерживают его жестко в нейтральном или каком-либо другом заданном положении.
Когда пилот, в силу какой-либо надобности, будь то отказ двигателя или просто посадка вручную с сильным боковым ветром, нажимает на педаль, сигнал с педали уходит в специальный вычислитель, который определяет ведичину отклонения и соответственно посылает сигнал на исполнительный гидропривод РН, отклоняющий РН на нужную величину.
В нормальном полете, кроме этапа посадки с боковым ветром, РН слоит в нейтральном или почти нейтральном положении, а пилот выполняет свою работу, не трогая педали.
Чтобы уберечь самолет от раскачки типа "голландского шага", работу выполняет демпфер рыскания. Этот механизм получает сигнал от системы гироскопов ADIRU или от аналогичных систем, и выдает сигнал в исполнительный механизм привода РН, слегка отклоняя его и препятствуя появлению голландского шага. При этом педали у пилота не отклоняются и с точки зрения пилота РН неподвижен.
В случае отказа двигателя, вступает в работу система ТАС (Trust Assymetry Compensation). Она получаетьданные о расхождении тяги двигателей и, при превышении разницы в 10%, отклоняет РН на величину достаточную, чтобы не возникло ощутимого кренящего или разворачивающего момента.
В полете, в случае возникновения рыскания, вызванного порывами бокового ветра, вступает в работу соответствующая система Gust Suppresion. Она получает сигнал с датчиков давления на киле, вычисляет потребное отклонение РН и посылает сигнал в исполнительные механизмы РН.