Вопрос чайника - ответ специалиста

в конце концов, придётся её включать — не ИК/ТВ едиными.
Зачем? Вполне обеспечивается вывод на дистанции обнаружения ОЛС. Можно вывести хоть на дистанцию стрельбы из пушки.
Там, где нет полноценных ДРЛО...
Это вторично. Главное преимущество - иерархия. Возможность управления/целераспределения внутри группы.
При этом ПН/АКРЛДН выводит на группу целей только самолет командира группы ИП.
 
Реклама
Наибольшая боевая эффективность достигается групповыми действиями четырех МиГ-31, связанных между собой информационным взаимодействием через АСУ с автоматическим обменом информацией. Автоматический обмен тактической информацией между самолетами группы производится с помощью аппаратуры передачи данных АПД-518 на расстоянии до 200 км. Такой вариант боевого применения позволяет группе МиГ-31 из 4-х самолетов контролировать воздушное пространство шириной до 1000 км. Возможность ведения информационного обмена позволяют применять МиГ-31 для дальнего радиолокационного обнаружения, наведения на цель самолетов типа Су-27, МиГ-29. Целераспределение, а также назначение целей на атаку осуществляет ведущий группы по информации, отображаемой на индикаторе тактической обстановки с последующей автоматической передачей на борт ведомых перехватчиков.
Передача команд наведения на борт перехватчика с наземных командных пунктов осуществляется с помощью бортовой аппаратуры командной радиолинии управления 5У15К-11.
http://www.testpilot.ru/russia/mikoyan/mig/31/mig31_1.htm
 
Зачем? Вполне обеспечивается вывод на дистанции обнаружения ОЛС. Можно вывести хоть на дистанцию стрельбы из пушки.
Увы, не всегда летают в прозрачном воздухе.
Это вторично. Главное преимущество - иерархия. Возможность управления/целераспределения внутри группы.
Здесь мы о разном говорим.
 
Это обычно перехватчику указывают с земли. Сидит на командном пункте ОБУ — офицер боевого управления (по-старому "наземный штурман"), видит на индикаторе локатора воздушную обстановку (в пределах, позволенных законами физики и возможностями средств вражеской радиоэлектронной борьбы) и говорит (по радио) истребителю-перехватчику "Цель на удалении XXкм по азимуту YY°. Выполняйте правый разворот на курс ZZZ". Дальше по ситуации. Очень упросил, конечно, но в общих чертах так.
Привет, Серёж! По радио коротко - "123, излучение, цель справа 20 (слева ... или по курсу) дальность 50, выше (ниже) ... (или просто высоту полёта цели)", "Понял.... наблюдаю.... захват, дальность 40", "Цель ваша, работу разрешил, выход влево (вправо) на курс ...", "Пуск произвёл, вправо курс ... остаток ..." - в сущности, наведение вещь скоротечная. Иногда целеуказание нужно раза два-три выдать, если дело затягивается (например, при атаке в ЗПС) или по маневрирующей цели. Это - глазомерное наведение, голосом по экрану РЛС. Но уже в начале 90-х мы практически полностью всю плановую таблицу наводили по АСУ, с передачей команд наведения от АСУ на борт по телекодовой радиолинии. При таком наведении голосом при непосредственно наведении вообще ничего не нужно выдавать, только навигационные команды для обеспечения безопасности полётов, впрочем, если радиолиния работала устойчиво, то курс и высоту полёта я тоже выдавал по АСУ в режиме ручного наведения. На учениях один раз (напоказ для инспекционной группы) вообще вылет был молча - код радиолинии перед вылетом по телефону с экипажем согласовал, на стоянке выдал в ручном курс, техники позвонили на КП, сказали, что всё работает, взлёт по ракете с СКП, наведение по АСУ, привод на аэродром по АСУ, посадка самостоятельно, благодарность от командира 21 К ПВО )))
я изучала рисунок и там написано
Аня, я служил в полку со старыми МиГ-31-ми, не БМ, но всё же думаю, что на этом рисунке больше завышенной рекламы, чем достоверных характеристик ))) Крейсерская скорость 2500 порадовала прям. 900 км контролируемого по фронту пространства - тоже улыбнуло, самостоятельно, без наземного или воздушного КП отряд МиГ-31 старых вряд ли перекрыл бы больше двухсот - и я не думаю, что БМ настолько совершеннее, что гарантированно закроет почти тыщу км. Старый самолёт 10 сопровождал, 4 ставил на атаку, а здесь - 8/4 для нового. Рабочий потолок 25 км, это тоже из серии неточных формулировок. "Некоторый случай" для неограниченной дальности полёта - это когда экипаж окончательно спятит от многочасового неподвижного сидения в кабинах... я представляю тех зомби, что выползут из самолёта после хотя бы 6 часов полёта, если не уронятся на посадке от усталости. Наши мончегорские на старой технике не могли летать с дозаправками, но вот из Саваслейки народ летал с двумя дозаправками (то ли на МиГ-31, то ли на "сушках", не помню уже) - ощущения были, по их словам, те ещё. И время полёта больше всего было ограничено запасом питьевой воды и ...количеством (ёмкостью) взятых с собой презервативов... (туда отливали по нужде) )))
МиГ-31БМ может указывать цели
Это и старый МиГ-31 умел делать, в составе отряда (4 самолёта) по аппаратуре АПД-ОВК, мы это применяли. А в Саваслейке МиГ-31 выполнял целераспределение и целеуказание группе (не помню численность) Су-27-х. Обеспечивает полуавтономные действия вне поля команд наземных или воздушных КП, а при их наличии можно было очень интересные тактические схемы воздушного боя реализовывать.
...не всегда летают в прозрачном воздухе.
На старом фишка была в режимах работы прицела на излучение - можно было маскировать работу прицела атакующего самолёта, но подробностей я уже не помню.
В общем, уважаемый Eduard_AB всё хорошо написал, мне больше и добавить нечего. МиГ-31БМ я не наводил, Р-37 не видел даже, у нас были старые 33-ьи. Ну раз спросили, то ответил (как Саид - "чего пришёл?" - "...стреляли...") )))
 
Последнее редактирование:
Всем привет! Подскажите, пожалуйста, где-нибудь можно найти документы европейского союза на русском языке, в частности выпуск официального журнала евросоюза номер L299 от 14.ноября 2015 года об утверждении новых правил по авиационной безопасности?
Простите ради б-га, но он в Гугле ищется за секунду по названию l299 и дате 14.11.2015. На всех языках ЕС он есть.
 
По радио коротко - "123, излучение, цель справа 20 (слева ... или по курсу) дальность 50", "Понял.... наблюдаю.... захват, дальность 40", "Цель ваша, работу разрешил, выход влево (вправо) на курс ...", "Пуск произвёл, вправо курс ... остаток ..." - в сущности, наведение вещь скоротечная.
Да, но это непосредственно перед атакой. А подвести перехватчик к цели?
 
А подвести перехватчик к цели?
Все тогдашние перехватчики третьего поколения оборудовались АРЛ, которая похволяла вывести перехватчик в зону обнаружения цели с помощью своих средств в ручном, директорном и автоматическом режиме.
31 более прорывной в этом плане, мог получать цели непосредственно с НАСУ (или целеуказание по АПД) с отображением на ИТО с возможностью автоматического захвата цели.
 
Все тогдашние перехватчики третьего поколения оборудовались АРЛ, которая похволяла вывести перехватчик в зону обнаружения цели с помощью своих средств в ручном, директорном и автоматическом режиме.
Ну тогда и ОБУ из этого мероприятия можно исключить, вообще… ;) На практике же, приходится таки и "голосом выводить", и учат этому делу до сих пор.
 
Реклама
И такая схема повсеместно работала? Сомневаюсь… Ибо даже на рубеже веков были, насколько знаю, трудности. И ни "Сплав", ни ПВОшный "Рубеж" похоже не обеспечивали должного уровня автоматизированного наведения. Да и чего там скрывать? От кого? От экипажа цели? Сомневаюсь, что такой будет в состоянии мониторить все возможные частоты… Наведение "голосом" не всегда, очень далеко не всегда проводится в условиях ограниченной видимости. Даже на учениях. :) Увидел цель визуально (если вывели приемлимо), излучение-захват-пуск.
 
И такая схема повсеместно работала
Работала, почему нет. 30% перехватов входили в требования.
Наведение "голосом" не всегда, очень далеко не всегда проводится в условиях ограниченной видимости.
Тут не понял про что вы.
 
Тут не понял про что вы.
Это реакция на реплику:
Увы, не всегда летают в прозрачном воздухе.


Работала, почему нет. 30% перехватов входили в требования.
Ну, спорить не буду. Тогда я был ещё слишком юн, чтоб интересоваться такими вещами. А вот уже в отрочестве мой интерес был буквально в теме. Хотя, так на практике и не сложилось увидеть.
 
На старом фишка была в режимах работы прицела на излучение - можно было маскировать работу прицела атакующего самолёта, но подробностей я уже не помню.
РЛС пассивно принимала отражённый сигнал от цели, облученной другим локатором?
 
Гаврик, дополню уважаемого камрада Ariec 71 по теме наведений.
Собственно, наведение тени на плетень истребителя на воздушную цель - это процесс вывода истребителя из ИТН (исходная точка наведения, обычно это километров 30-40 по курсу взлёта, но нередко и собственно сам аэродром) в тактически выгодное положение для атаки цели. Дальше (после выхода истребителя в ТВП) процесс наведения (если строго относиться к термину) заканчивается, и начинается этап самонаведения (для истребителя) и целеуказания (для ОБУ КП). Наведение бывает глазомерное (ОБУ пялится в экран ВИКО РЛС, голосом в микрофон выдает команды наведения, боец-высотометрист бубнит высоту истребителя и цели или "выше-ниже", как запросит ОБУ) или наведение бывает автоматизированное, с использованием специализированных АСУ. Я курсантом на стажировке застал совершенно стимпанковую ВП-11 (лампочки, циферблаты с блюдце размером, внутри вращающиеся шестерни и приятное гудение ))) Но лейтенантом приехал в Мончегорск, там стоял "Рубеж". На нём для выполнения наведения разработана куча программ наведения, управление осуществляется выполнением вводов в АСУ - решение ШЗ-1, ШЗ-2 ("штурманская задача", название такое, это предварительный и непосредственный штурманские расчёты полёта на перехват, результат - определение рубежа перехвата и построение траектории полёта), дальше ОБУ контролирует процесс и посредством вводов команд в АСУ корректирует траекторию полёта перехватчика. Команды наведения вырабатываются вычислительным комплексом АСУ (целый прицеп, две ламповых ЭВМ, тоже тот ещё стимпанк))) и передаются на борт по радиолинии (их тоже было две разных типов, одна ненаправленная, другая узконаправленная, обычно штурмана любили первую, но мне больше нравилось работать со второй). На борту эти команды шли на ПНК и на прицел, соответственно для пилота (в виде директорных планок или вообще в автомате) и для антенны прицела и бортовой ЭВМ. Истребитель выводился в ТВП, от системы вооружения шёл телекодовый доклад о захвате цели (соответственно, при глазомерке это докладывал экипаж по радио), после чего начинался второй этап ("этап сближения").
На этапе сближения при глазомерке ОБУ вместо команд управления начинал давать информацию целеуказания - то, что я написал выше по треду, - а при автоматизированном целеуказание шло от АСУ непосредственно на прицел. На этапе сближения ОБУ уже не управляет наведением, здесь ведущая роль принадлежит экипажу, ОБУ только помогает и даёт директивные команды только если видит, что перехват косячный, ну или если экипаж увлёкся и забил на безопасность полётов (как крайний случай, ОБУ полномочен запретить работу, прекратить наведение и дать команду на возврат на аэродром, впрочем, то же самое ОБУ делает, если есть проблемы с работой матчасти).
При наведении по АСУ в идеале команды голосом по радио отдаются только для обеспечения безопасности полётов, ну и ещё постоянно уточнять остаток топлива, это с училища нам вбивали в голову (пилоты - народ увлекающийся)))
После захвата ОБУ указывает направление выхода из атаки, чтоб пилот знал, куда крутить после пуска ракеты (или учебного "пуска").
Дальше принимается решение на повторную атаку, атаку новой цели или привод на аэродром посадки. Тоже, либо голосом при глазомерке, либо по АСУ. По АСУ в любой момент ОБУ мог скорректировать полёт, выдав ввод ручного задавания курса. Вообще, работа на панели вводов в АСУ "Рубеж" - это как игра на пианино - там ты постоянно жмёшь эти кнопки, меняя режимы, а то и методы наведения (с "маневра" или "прямого перехвата" на "погоню" и обратно, по обстоятельствам - работы хватает. ...И ни с чем не сравнимый треск кнопок при рывке рычага сброса после нажатия кнопы "ввод" ))) И то, что сейчас нам известно как компьютерная "мышь", там имело уникальный вид )
После атаки - привод на аэродром, тоже глазомерка или автоматизированно. АСУ ведёт самолёт чуть ли не до дальнего привода, пилоты говорили, что неплохо даже глиссаду отрабатывала.
При наведении после взлёта управляла "ближняя зона" - РП, РБЗ (...-"старт" и ...-"круг") на стартовом канале, где-то с дальности километров 30...50 (в зависимости от "местников" на экране, в общем, как только самолёт вылез из "розочки" отражений от местных предметов, которая в центре экрана, мы его и забирали у ближней зоны) управление забирал руководитель "дальней зоны" (...-"подход"), который по плановой таблице (в зависимости от задания на полёт) задавал курс отхода и высоту полёта. Если задание связано с выполнением перехватов, то РДЗ переводил экипаж на канал наведения (произвольный позывной сигнал, какое-нибудь слово, ...я даже позывным "Гинеколог" работал )))))
На канале наведения ОБУ уже занимался вышеописанным наведением. На учебно тренировочных полётах для наведений отводились специально установленные маршруты, в районе которых и крутилось это действо - на маршрут приходят два самолёта, экипажу одного из них ОБУ говорит работать "за цель", другой начинает наводиться. Выполнив сколько нужно каких атак (в соответствии с задачей по "лётчискому" Курсу боевой подготовки), они менялись ролями. ОБУ за один раз мог и десяток наведений накрутить, если топливо позволяет и пилоты поймали кураж поработать "сверх плана". Это - наведение "один на один". Один ОБУ в соответствии с КБП КП и ПН А ПВО мог наводить 2х2 (уровень ОБУ 2-го класса) или 3х3 (1-й). Мой достигнутый максимум был 4х3, и это было очень сложно при глазомерке - даже просто держать в голове цифровые позывные, помнить, "где кто" ))) и кто на какой высоте - оно же постоянно в движении. По АСУ немного проще (хотя кому как, просто у меня был начальник штаба, который поначалу пинками заставлял весь КП наводить по АСУ, пока мы не распробовали), но там при 3х3 скорость вводов и соображалки становится довольно высокой, после наведения выходили в пропотевших комбезах )
После наведения ОБУ передавал экипажи на стартовый канал "подходу", тот формировал очередь на посадку и задавал курс выхода в расчётную точку начала снижения для посадки (в Мончегорске это было 60 км по посадочному курсу на высоте 4.500 м. Где-то километров за 10-20 до неё по ГГС экипаж передавался под управление ближней зоны, они давали команду разворота на посадочный курс и дальше вели экипаж до посадки (РБЗ-РЗП-РП). По АСУ всё это делала машина, мы только на земле по ГГС общались с ближней зоной. В зависимости от конкретной обстановки возможны вариации, иногда мы вели уже и по посадочному, иногда ближняя зона прям с маршрута себе забирала управление - это всё работало единой дружной командой, слышно же, у кого "запарка", тогда чуть дольше у себя подержишь, у тебя запарка - ближняя по ГГС кричит, что забирают кого-то себе. Слаженно работали, в общем, в Мончегорске был очень дружный полк, что группа руководства полётами, что в целом "КП-пилоты-инженеры".
Вот как-то так )
Фотку нашёл в сети - рабочее место ОБУ АСУ "Рубеж". Ностальгия прям )))

yDI2h.jpg
 
Последнее редактирование:
Экзот, не совсем. Я уже хорошо подзабыл эти нюансы, могу ошибиться. Там происходила маскировка излучения прицела под излучение наземной РЛС. Один самолёт наблюдал цель "в обзоре", передавал инфу на борт другого самолёта, а на нём прицел работал в режиме захвата цели, но дискретно, пакет импульсов в 10 секунд, для как раз скрытности. Но тут уж, Серёг, извини, я очень поверхностно, тонкости позабывал уже.
 
Topper, а трекболл ("мышка навыворот") и у гражданских диспетчеров применялся, да и в ширпотребе тоже где то встречается. :)

[HASHTAG]#автоудаление[/HASHTAG]
 
...дискретно, пакет импульсов в 10 секунд, для как раз скрытности. ...
сопровождение на проходе называется.
давно известный финт, средствами РЭБ вычисляется и помеха ставится.
 
Реклама
Назад