Гаврик, дополню уважаемого камрада
Ariec 71 по теме наведений.
Собственно, наведение
тени на плетень истребителя на воздушную цель - это процесс вывода истребителя из ИТН (исходная точка наведения, обычно это километров 30-40 по курсу взлёта, но нередко и собственно сам аэродром) в тактически выгодное положение для атаки цели. Дальше (после выхода истребителя в ТВП) процесс наведения (если строго относиться к термину) заканчивается, и начинается этап самонаведения (для истребителя) и целеуказания (для ОБУ КП). Наведение бывает глазомерное (ОБУ пялится в экран ВИКО РЛС, голосом в микрофон выдает команды наведения, боец-высотометрист бубнит высоту истребителя и цели или "выше-ниже", как запросит ОБУ) или наведение бывает автоматизированное, с использованием специализированных АСУ. Я курсантом на стажировке застал совершенно стимпанковую ВП-11 (лампочки, циферблаты с блюдце размером, внутри вращающиеся шестерни и приятное гудение ))) Но лейтенантом приехал в Мончегорск, там стоял "Рубеж". На нём для выполнения наведения разработана куча программ наведения, управление осуществляется выполнением вводов в АСУ - решение ШЗ-1, ШЗ-2 ("штурманская задача", название такое, это предварительный и непосредственный штурманские расчёты полёта на перехват, результат - определение рубежа перехвата и построение траектории полёта), дальше ОБУ контролирует процесс и посредством вводов команд в АСУ корректирует траекторию полёта перехватчика. Команды наведения вырабатываются вычислительным комплексом АСУ (целый прицеп, две ламповых ЭВМ, тоже тот ещё стимпанк))) и передаются на борт по радиолинии (их тоже было две разных типов, одна ненаправленная, другая узконаправленная, обычно штурмана любили первую, но мне больше нравилось работать со второй). На борту эти команды шли на ПНК и на прицел, соответственно для пилота (в виде директорных планок или вообще в автомате) и для антенны прицела и бортовой ЭВМ. Истребитель выводился в ТВП, от системы вооружения шёл телекодовый доклад о захвате цели (соответственно, при глазомерке это докладывал экипаж по радио), после чего начинался второй этап ("этап сближения").
На этапе сближения при глазомерке ОБУ вместо команд управления начинал давать информацию целеуказания - то, что я написал выше по треду, - а при автоматизированном целеуказание шло от АСУ непосредственно на прицел. На этапе сближения ОБУ уже не управляет наведением, здесь ведущая роль принадлежит экипажу, ОБУ только помогает и даёт директивные команды только если видит, что перехват косячный, ну или если экипаж увлёкся и забил на безопасность полётов (как крайний случай, ОБУ полномочен запретить работу, прекратить наведение и дать команду на возврат на аэродром, впрочем, то же самое ОБУ делает, если есть проблемы с работой матчасти).
При наведении по АСУ в идеале команды голосом по радио отдаются только для обеспечения безопасности полётов, ну и ещё постоянно уточнять остаток топлива, это с училища нам вбивали в голову (пилоты - народ увлекающийся)))
После захвата ОБУ указывает направление выхода из атаки, чтоб пилот знал, куда крутить после пуска ракеты (или учебного "пуска").
Дальше принимается решение на повторную атаку, атаку новой цели или привод на аэродром посадки. Тоже, либо голосом при глазомерке, либо по АСУ. По АСУ в любой момент ОБУ мог скорректировать полёт, выдав ввод ручного задавания курса. Вообще, работа на панели вводов в АСУ "Рубеж" - это как игра на пианино - там ты постоянно жмёшь эти кнопки, меняя режимы, а то и методы наведения (с "маневра" или "прямого перехвата" на "погоню" и обратно, по обстоятельствам - работы хватает. ...И ни с чем не сравнимый треск кнопок при рывке рычага сброса после нажатия кнопы "ввод" ))) И то, что сейчас нам известно как компьютерная "мышь", там имело уникальный вид )
После атаки - привод на аэродром, тоже глазомерка или автоматизированно. АСУ ведёт самолёт чуть ли не до дальнего привода, пилоты говорили, что неплохо даже глиссаду отрабатывала.
При наведении после взлёта управляла "ближняя зона" - РП, РБЗ (...-"старт" и ...-"круг") на стартовом канале, где-то с дальности километров 30...50 (в зависимости от "местников" на экране, в общем, как только самолёт вылез из "розочки" отражений от местных предметов, которая в центре экрана, мы его и забирали у ближней зоны) управление забирал руководитель "дальней зоны" (...-"подход"), который по плановой таблице (в зависимости от задания на полёт) задавал курс отхода и высоту полёта. Если задание связано с выполнением перехватов, то РДЗ переводил экипаж на канал наведения (произвольный позывной сигнал, какое-нибудь слово, ...я даже позывным "Гинеколог" работал )))))
На канале наведения ОБУ уже занимался вышеописанным наведением. На учебно тренировочных полётах для наведений отводились специально установленные маршруты, в районе которых и крутилось это действо - на маршрут приходят два самолёта, экипажу одного из них ОБУ говорит работать "за цель", другой начинает наводиться. Выполнив сколько нужно каких атак (в соответствии с задачей по "лётчискому" Курсу боевой подготовки), они менялись ролями. ОБУ за один раз мог и десяток наведений накрутить, если топливо позволяет и пилоты поймали кураж поработать "сверх плана". Это - наведение "один на один". Один ОБУ в соответствии с КБП КП и ПН А ПВО мог наводить 2х2 (уровень ОБУ 2-го класса) или 3х3 (1-й). Мой достигнутый максимум был 4х3, и это было очень сложно при глазомерке - даже просто держать в голове цифровые позывные, помнить, "где кто" ))) и кто на какой высоте - оно же постоянно в движении. По АСУ немного проще (хотя кому как, просто у меня был начальник штаба, который поначалу пинками заставлял весь КП наводить по АСУ, пока мы не распробовали), но там при 3х3 скорость вводов и соображалки становится довольно высокой, после наведения выходили в пропотевших комбезах )
После наведения ОБУ передавал экипажи на стартовый канал "подходу", тот формировал очередь на посадку и задавал курс выхода в расчётную точку начала снижения для посадки (в Мончегорске это было 60 км по посадочному курсу на высоте 4.500 м. Где-то километров за 10-20 до неё по ГГС экипаж передавался под управление ближней зоны, они давали команду разворота на посадочный курс и дальше вели экипаж до посадки (РБЗ-РЗП-РП). По АСУ всё это делала машина, мы только на земле по ГГС общались с ближней зоной. В зависимости от конкретной обстановки возможны вариации, иногда мы вели уже и по посадочному, иногда ближняя зона прям с маршрута себе забирала управление - это всё работало единой дружной командой, слышно же, у кого "запарка", тогда чуть дольше у себя подержишь, у тебя запарка - ближняя по ГГС кричит, что забирают кого-то себе. Слаженно работали, в общем, в Мончегорске был очень дружный полк, что группа руководства полётами, что в целом "КП-пилоты-инженеры".
Вот как-то так )
Фотку нашёл в сети - рабочее место ОБУ АСУ "Рубеж". Ностальгия прям )))