Вспомнилось, как на втором курсе нас дрессировали быстро считать всякие БУ, ЛБУ, ДП, ПК. И летали с поправками по градусов 5-10.
На третьем курсе инструкторы уже требовали комплексное самолетовождение. То есть применять все навигационные приборы в комплексе: локатор, АРК, если есть возможность визуально сориентироваться, то и визуально и по карте тоже. Но все-равно, на Ан-24 с его примитивным навигационным оборудованием поправки в курс частенько бывали 5-10 градусов.
Стал летать на Ту-134. А тут у штурмана и шикарный вид из окна и скорости и высоты вдвойне, больше видишь и быстрее увеличивается ЛБУ. Посмотрел, при поправках 5 градусов, на 1000км пути пролетим лишние 1000 / cos 5° = 3,8 километра. Ну, еще куда ни шло. При постоянных поправках 10 градусов, на каждые 1000км пролетишь лишние уже 15км. На Ту-134 это уже лишняя минута полета, из-за небрежности штурмана. Да и штурман отряда Ведерников В.Н. когда я стажировался, частенько учил-приговаривал: доверни пару градусов правее, ... доверни пару градусов левее. Вот я у него и взял манеру комплексно так вести СВЖ, что в голове как-будто своя штурманская ИНС формируется и ты уже спиной и ниже местом чувствуешь, куда уклоняемся от трассы и насколько. Тем более, в отличие от Ан-24 был и РСБН и ДИСС и КС-8 и АНУ-1. Стыдно было вносить большие поправки, у нас это называлось "летать, как бык поссал", криво и по ненужной синусоиде. Поэтому мои поправки были обычно 1, 2, ну 3 градуса. Тем более, на Ту-134 штурман сам управляет курсом, не нужно часто теребить пилотов и канючить изменить немного курс. ))
Как-то проверяющий А.Мухаметжанов взял с собой в полет GPS, год был примерно 96-й и эти девайсы были тогда редкость, их было всего несколько штук в БАИ. Перед полетом Сыктывкар - Питер хитро подмигнул, мол, давай, щаз я тебя проверю на точность СВЖ. Ну и полетели. Летел как обычно, ну чуть напрягся поболее. РСБН Сыктывкара, Вологды и Пулково работали устойчиво. Прилетели, спросил его: "Ну как?". Он и говорит: "Ну ты даешь, максимум уклонился на 1200 метров, и то в районе Белозерска, когда подрезал излом на маршруте". Да, РСБН при грамотном использовании - очень хорошая система, мне нравилась.