Хм. Хочется сказать, как у братьев-славян: так, так, да тильки трошечки не так.
Во-первых, Вы относительно молоды, если не знаете, что раньше метро относилось к МПС. И было Главное Управление метрополитенов МПС СССР.
Колея что на "большой ж/д", что в метрополитене - одинаковая. И вагоны метро без проблем перегоняются, к примеру, из Мытищ в подземку Москвы.
Схожесть конструкции, устройства вагонов метро и электропоездов на уровне примерно 60% и кое-в чем достигает 90%. Так же и в руководящих документах: ПТЭ, ИСИ и др.
Поэтому нет больших проблем поммашу метро стать поммашем электрички, что я и сделал, когда надоело кататься в метро (7 месяцев учился и 7 месяцев катался). Вообще, в 99-м тогда был кадровый дефицит поммашей в депо им. Ильича, администрация давала объявления в газетах, что требуются помощники машиниста с образованием не ниже среднего, желательно со средним специальным техническим. Ну и я с высшим техническим пришел к заму по эксплуатации, побеседовал и мы еще и подружились. Катался с Белорусского вокзала с хорошим машинистом, с которым по пути частенько обсуждали различия в работе метро и авиации.
Поездки бывали нескучными, ведь с Белорусского вокзала мы катались аж в трех направлениях: до Бородино (западное), до Лобни (северо-западное) и до Подольска (южное), было разнообразие.
Что касается сравнения Ан-2 и Ту-134 с электропоездами метрополитена и РЖД - особенной разницы я тоже не увидел в плане ответственности и тому подобного. Да, на РЖД несколько условия работы посерезнее, что-ли, чем в метро. В московском метрополитене, хоть и очень жесткий график в часы пик, но все же тепличные условия. Хотя в метро я уставал больше, чем на электричках.
РЛЭ Ан-2 я изучал на первом курсе КВЛУГА. После первого курса проходил летнюю практику на этом ераплане, там и еще поучились курсанты-штурманы. Ведь нас готовили еще и по необходимости на штурманов эскадрилий Ан-2, после выпуска была такая возможность пойти в мелкий КРС ("крупно-рогатый скот" - командно-руководящий состав) по результатам распределения после выпуска из нашего самого большого в позднем СССР гражданского летного ВУЗа. Но все стремились летать линейными штурманами на хороших самолетах и как-можно дальше. Поэтому прилежно изучали РЛЭ Ан-24 и Ан-26 в училище, мы на них и летали во время учебы. На втором курсе на месяц уходили на учебные полеты на Ан-24УШ весной и осенью, а начиная с 3-го курса еще и добавлялись летняя и зимняя практики в своих будущих аэропортах по распределению, в рейсовых условиях на Ан-24 и Ан-26.
После выпуска на Ан-24 и Ан-26 примерно 70% моих однокашников-штурманов в течение года-двух переучились в Ульяновске на другие самолеты: Ту-134, Ту-154, на другие типы самолетов. Я поехал переучиваться в Ульяновск на Ту-134 через три месяца после выпуска, а через полгода уже вовсю летал штурманом Ту-134, в 23 года.
Некоторые смогли и при небольшом налете пойти и на Ил-62. И на Ан-72 и на экзотику навроде Ан-8.
omer 10, к чему я это говорю? Да просто мне легче сравнивать Ан-2 и Ту-134, электропоезда метро и РЖД. Я и те и те юзал. На самолетах в качестве штурмана, на поездах - в качестве помощника машиниста и машиниста-стажера. Разумеется, и там и там - я был непосредственным участником рабочего процесса и имею достаточно хорошее представление о работе пилотов на Ан-2, Ан-24 и Ан-26, Ту-134... так и на поездах серии "Е" и номерных (81-717 метро), так и рижских серии ЭР2(Р, Т). Мое личное резюме: летать сложнее и требует большей квалификации и лучшего здоровья по медицинским нормам и т.д. Нюансы есть, безусловно. В чем-то и работа на РЖД опаснее и тяжелее. На электричках тоже опасностей хватает: и гололед и дожди, булыжники летящие в окно или что-нибудь от встречного поезда, три киловольта и сверху и снизу, печалит летняя жара и зимний холод, скорости тоже неплохие - тогда были до 120км/ч. А в метро как тогда были до 80км/ч, так и сейчас. Но в метро более напряженный график работы в пиковое время, в целом нагрузка на машиниста не меньше, чем на РЖД. Поэтому на электричках мы часто отрабатывали более длительные смены, а в метро обычно около 6 часов, но со скользящими одиночными выходными всего лишь порядка 5-6 в месяц и с 5-8 ночевками в ночлежках нашего родного метрополитена. Вообще, тема сравнения очень большая, можно говорить долго. Но нужно ли это...