Самолет с президентом Анджеем Дуда 2 июля взлетел с аэродрома в Зеленой Гуре после окончания работы диспетчера. Пресс-секретарь LOT сообщает, что пилоты не будут выполнять полёты до окончания расследования.
2 июля. В аэропорту EPZG (Зелёная Гура) Анджея Дуду ждал embraer 175.
В 22:02 экипаж Embraer, зафрахтованного у LOTa правительством, начинает переговариваться с диспетчерской вышкой. Радиообмен мы реконструируем по стенограмме, которую нам удалось раздобыть.
Время местное 22.02
Вышка: LOT7004, вышка
Пилот: Мы здесь
Вышка: рабочий день завершен, на данный момент установлен класс G и поэтому де-факто дальнейшие маневры борта возможны после согласования с дежурным порта.
Время местное 22.03
Вышка: LOT7004, информирую: в данный момент ведутся процедуры, связанные с продлением работы аэропорта и категории аэропорта. Подождите еще 2-3 минуты, и можно будет начать руление. Это информация от дежурного порта.
По информации tvn24.pl, аэродром в Зеленой Гуре в тот день был открыт до 22 часов, но через четыре минуты после 22:00 по решению дежурного порта вновь был открыт. И должен был работать до 22.30. Однако это не меняет того факта, что на дежурстве больше не было диспетчера полетов.
Пресс-секретарь аэропорта Шопена в Варшаве Петр Рудский отмечает в беседе с нами, что работа аэропорта Зеленая Гура 2 июля была продлена дежурным почти на полчаса так называемой депешей notam, которая была выдана в 22.04.
Далее в стенограмме диспетчер говорит экипажу Embraer: информирую, у меня в данный момент уже начался перерыв, но я побуду здесь и понаблюдаю, как развивается ситуация.
Самолет президента взлетел в 22.12. Пилот Embraer принял решение о запуске несмотря на отсутствие диспетчера полетов на службе, что означает, что полет проходил в неконтролируемой зоне G. Заканчивается она в районе трех километров над землей, где начинается контроль с башни аэропорта в Познани.
- В пространстве G могут быть авионетки, беспилотники и самолеты, над которыми нет контроля. Большинство авиалиний имеют запрет на полеты в зоне G, потому что в случае катастрофы они не получили бы компенсации.
То же самое подчеркивает наш другой собеседник, близкий к Польскому агентству воздушного транспорта, который знает обстоятельства инцидента.
- В аэропорту Зелёной Гуры был только один диспетчер. Из-за пандемии и из экономии, PAJP ввела в небольших аэропортах single person operation, то есть модель работы с одним диспетчером без смены, - объясняет он.
По данным СМИ пассажиры самолета "давили на капитана".
"Вышечка, как там со временем, а то нас тут спрашивают самые важные пассажиры, что происходит", - цитируют слова капитана, обращенные к диспетчеру вышки. "Все знают о ситуации, поэтому все делают все, что могут", - ответил диспетчер. Пилот сказал: "знаю, я понимаю, но сзади нас тоже давят, поэтому я и спрашиваю, чтобы как-нибудь ускорить".
- Пилоты не имели права взлетать без органов управления полетом.
Без связи с формально действующими службами было бы невозможно вызвать пожарную службу аэропорта, что в случае прерывания взлета могло бы представлять смертельную опасность для пассажиров и экипажа, - объясняет в беседе с нами пилот LOTа, пожелавший сохранить анонимность.
В соответствии с инструкцией LOTa, в случае необходимости выполнения авиационной операции вне вышеуказанных условий "требуется" технико-экономический анализ наряду с анализом рисков", а "окончательное согласие на выполнение операции выдает назначенный руководитель авиационной операции".
Для президентского самолета в Зеленой Гуре на проведение этой процедуры, которая, по словам нашего собеседника, занимает несколько часов, было потрачено 8 минут (аэропорт был вновь открыт в 22.04, а embraer взлетел в 22.12).
По словам нашего информатора, должность назначенного руководителя авиационных операций в настоящее время исполняет вице-президент PLL LOT Мацей Кацпжак. На вопрос tvn24.pl дал ли он согласие на запуск Эмбраера, Кацпжак ответил, что он на совещании, и повесил трубку.
О ситуации мы спросили генерала Томаша Сабо, бывшего инспектора ВВС и соавтора руководства HEAD, в котором излагаются процедуры полетов наиболее важных людей в государстве:
- В 22 часа даже в июне темно, так что опасность была огромная, - оценивает генерал.
По его словам, полеты в неконтролируемой зоне также не позволяет заключенный между правительством и LOT договор на аренду данного борта.
Samolot z prezydentem wystartował bez kontroli lotów. Piloci zostali uziemieni