Nanka, то, что в народе называют "воздушными ямами" по-настоящему называется турбулентностью и болтанкой самолета в следствии турбулентности. Термин появился с первыми самолетами, когда люди были настроены к полетам более романтически и стремились каждому новому явлению придумать интересное название.
"Яма" - это не явление в атмосфере, а образное отражение ощущения пассажира. Следует оговориться, что "ямы" пассажиры ощущают только на относительно легких и тихоходных самолетах. На тяжелых и скоростных кораблях болтанка ощущается как тряска при езде по неровной дороге. Почему так, поможет понять простая аналогия. Скажем, как ехать по раздлбаному проселку на скорости 30 кмч, 60 и 100 кмч. На 30-ти будет укачивать, а на 60 всю душу вытрясет, а на 100, пролетите участок и не заметите, что там ямы были (конечно, если колеса не отвалятся).
Турбулентность может быть в чистом небе и в облаках. Турбулентность Ясного Неба (ТЯН), невидима ни глазу, ни локатору. Имеется возможность только с определенной степенью достоверности прогнозировать появление турбулентности в атмосфере. Ее никто не обходит, а просто предполагают, что скоро "портясет" и минут через ...дцать перестанет. В кучевых облаках болтанка гарантирована. Облака видно и глазу и локатору, поэтому их стараются обходить стороной. Бывают кучевые облака, которые потрясут и все. Их или ненаобходишься, т.к они везде, или нельзя по аэронавигационной обстановке. А бывает мощная кучевая облачность и грозы, входить в которые порой смертельно опасно. В таких облаках (тучах по простому) болтанка может быть такой интенсивной, что самолет может не выдержать и разрушиться, может потерять управляемость, пассажиры могут получить ранения. Такие облака обязательно обходят стороной. По русским правилам на расстоянии 15 км, а по зарубежным и до 60.
При подходе к зоне возможной турбулентности принимают определенные меры защиты работоспособности двигателей и устанавливают специальную бозопасную скорость. И обязательно включают табло "пристегните ремни".
Протяженность турбулентной зоны может быть от пары километров до тысяч километров. все зависит от атмосферных явлений вызывающих турбулентность. У земли - это, как правило, термические восходящие и нисходящие потоки, потоки связанные с кучевой облачностью. Они невелики по протяженности и недолго существуют неизменными. На больших высотах турбулентность связана с атмосферными фронтами и струйными течениями. Это весьма протяженные и долгоиграющие явления.