Вопрос чайника - ответ специалиста

Что-то вот возник у меня совсем тупой, заезженный до дыр вопрос, "любимый" многими. Про авиагоризонты, точнее, про "сложности" восприятия различий в индикации.
До сих пор я как-то не задумывался об этом, а просто принимал как данность, что есть "вид с земли" и "вид с самолета", и что иногда реакция летчиков, пересевших на другой тип, "рефлекторно неправильна", типа "рука тянется крен в другую сторону убрать".
А сейчас задумался - а в чем трудность-то и откуда возникает эта "другая сторона"?
Вот есть ВсЗ - горизонт стоит, "самолет" кренится. Пусть крен правый - силуэт наклонился вправо, вывод - влево. Все понятно.
Теперь ВсСЗ - "самолет" стоит, горизонт движется с видом из окна. Крен правый – горизонт ушел на наклоненную влево диагональ, понятно, что вывод опять влево.
Картинка-то в принципе та же, только повернута на угол крена, откуда желание выводить в другую сторону? Или что, линию горизонта принимают за "крылья" силуэта из другой модели?

Я, конечно, не летчик, поэтому не могу знать, какую степень привыкания чувствует пилот, много тысяч часов налетавший на обратной и пересевший на прямую, но мысленно "садясь" за штурвал с обоими вариантами у меня даже и мысли не возникало, куда "крутить". Это как с авто, где тахометр слева от спидометра, пересеть на "обратную" схему - никакой,имхо, разницы. Гораздо дольше привыкаешь к собственно управляемости, нежели к приборам.

Прошу ответить прежде всего тем, кто реально пересаживался и какие были "трудности". Много постов прочитал здесь похожих в разных ветках, но они несколько не до конца дают понять суть.

Заранее спасибо тем, кто ответит или кинет ссылкой, даже если приходится это делать фстописотый раз
 
Последнее редактирование:
Бесполезно обьяснять, на вопросе, "прямая индикация или обратная" сломали копья многие. И испытатели и психологи от авиационной медицины и кто только не спорил .Это сугубо религиозный вопрос.
 

Разве ?

http://en.wikipedia.org/wiki/Wide_Area_Augmentation_System


0.9 m / 1.3 m - The actual measured accuracy of the system (excluding receiver errors), based on the NSTB's findings.

Плюс в разработке еще LAAS:

http://en.wikipedia.org/wiki/Local_Area_Augmentation_System

The goal of the LAAS program is to provide Category III ILS capability. This allows aircraft to land with zero visibility utilizing 'autoland' systems and indicates a very high accuracy of < 1 m.

Да и кстати на обычном GPS я не замечаю "скачков высоты". Если стоишь на земле - постоянно показывает одну и ту же высоту. А горизонтальные координаты конечно "крутятся" в пределах нескольких метров.
 
Экзот, а я думаю - ключевое "обычный GPS" - у него поди высота загрублена намеренно - ибо совсем не ключевой параметр для него.
 
backfire, Всё имеет значение. Но я о том, что самолёт, собака, перемещается со скоростью в сотни м/с, да ещё и в 3-мерном пространстве (имеет нехилые вертикальные скорости, даже на посадке). Вычислительных мощностей (без посторонней помощи) не хватит ни у какой ГПСки, ПМСМ.
 
у него поди высота загрублена намеренно

это вполне возможно.

---------- Добавлено в 18:45 ----------


Любой навигационный софт делает поправку на скорость перемещения и показывает координаты с учетом этой поправки. Да и высота не меняется со скоростью сотни метров в секунду.
 
Сами то поняли что из этого вытекает? Поясню для технически безграмотных гуманитарным приёмом: "Кто будет сторожить сторожей?".
 
military_upir, спасибо за ответ, и тем не менее, "религия" - это вопрос кому какой вид больше нравится, что лучше-хуже или правильно-глупо, отсюда и холивары.
Я не ставлю вопрос так - "прямая или обратная", меня интересует что заставляет чисто технически-зрительно при прямой индикации добавлять крен, ассоциирование наклонившейся линии горизонта с "крыльями" или что-то другое.
 
А вот про проект С-80 чего-то все молчат.Нет информации?
 
Экзот, радиовысотомер тоже показывает скорость с поправкой на инерционность отображающего устройства и на реакцию человека. Это ведь не означает, что им нельзя пользоваться ? У барометрического высотомера погрешность 10 метров вроде как.
 
Существует ли формула или метод для определения зоны возможных атак??? нигде не могу найти, а очень нужно ... определить ее изменение в зависимости от изменения скорости противников и дальности пуска ракет ... помогите пожалуйста если кто знает
 
AndVY,

На мой личный взгляд, все просто, опытный пилот поймет и прямую и обратную. Самое главное, чтобы пилот был в (образе полета), тоесть сложно предположить, чтобы выполняя правый разворот, пилот выполнял выравнивание, правым доворотом.
P.S. Сегодня стоя на светофоре, наблюдал забавную картину, на стойке лобового стекла (со стороны солона), на учебной машине приклеена большая красная наклейка (ЛЕВО), рискну предположить, что есть и (ПРАВО). Вот после Вашего поста, родилась замечательная идея, всем пилотам (у кого проблемы с индикацией), повесить в кабину (елочку-дезодорант), если основание елочки смотрит на правака-крен правый, если на кэпа, то левый.
 
...а если строго вниз на натянутой нитке - то любой крен в установившемся вираже с нормальной перегрузкой, единиц шесть... если вверх - то всё равно, какой крен ваще.
 
Все поймут индикацию, это не сложно. Но в сложном пространственнном положении, вне видимости земли( в облаках), индикация "с земли на самолет" интуитивно понятнее( меньше время реакции) при включении летчика в управление. Впрочем это были опыты с советскими летчиками(хоть и испытателями), не исключено что с западными были бы обратные выводы . Человек может запутаться с любой индикацией( для того и существует "приведение к горизонту") потому что он человек.