на чём основано шумопонижение у современных авиационных двигателей?
Уменьшение скорости истекания струи из выходного устройства, например. На старых двигателях этого достигали, например, смешением потоков первого (внутреннего; "газогенераторного") и второго (внешнего, "вентиляторного") контуров.
Вот как это сделано, например на силовой установке BAC-1-11. Судя по всему, это более поздний "полевой комплект", навешанный на уже полетавший мотор. Смешение газов происходит за соплом
...а так на более современном ПС-90А (Ту-204, Ил-96, Ил-76-ВД-90).
Смешение происходит ещё в сопле.
Эта "розочка" и есть смеситель газов, обеспечивающая плавное ("бесшоковое") смешение "скоростной" горячей струи из газогенератора и медленной холодной от вентилятора ('fun'). Разумеется, смысл создания вентиляторных движков был не в снижении их шумности, а в повышении топливной эффективности, но медленная струя, и правда, шумит в разы меньше.
Шум от вентилятора снижают шумоглушащими комплектами в воздухозаборнике. Возможно, применение специальных профлей рабочих лопаток вентилятора тоже может помочь в снижении шума от вентилятора, но это только моё предположение.