В книге В Ершова "Страх полета", описывается случай, когда на Ту-145 в полете отказали все три гидросистемы управления. Единственным вариантом управления ВС по высоте была перекладка стабилизатора. Согласно книге, сдвоенный тумблер управления стабилизатором находился под прозрачным колпачком где-то на консоли. Но такой электрический вариант управления, опять таки по книге, очень ненадежный, т.к. имеет небольшой ресурс по числу перекладок, очевидно из-за больших нагрузок на приводные электродвигатели. К концу событий. описываемых в книге электропривод выходит из строя.
У меня вопрос: соответствует ли это действительности и если да, то почему в резервном (аварийном) варианте управления стабилизатором такая низкая надежность? Ведь это не что нибудь как, и как нибудь что, а пассажирское воздушное судно?
Во-первых: я сам прочитал несколько рассказов Ершова, и у меня сложилось мнение о нем как о хорошем пилоте, но вот совершенство знаний о технических системах самолета у него посредственное. Хотя для пилота этих знаний, наверное достаточно.
Во-вторых: рассказ "страх полета " не читал, но, исходя из ваших слов о рассказе, абсурдность управления самолетом при отказе всех трех гидросистем для меня не вызывает никаких сомнений. Никакой перекладкой стабилизатора в таком случае не поможешь.
В-третьих: немного слов о механизме управления стабилизатором: механизм переклади стабилизатора на Ту-154(Б-2) состоит из электромеханизма МУС-3ПТВ (два электродвигателя и редуктор) + винтовой подьемник.
Вся эта система очень надежна - два электродвигателя, работающих от разных электросисистем, имеется специальная фрикционная муфты максимального крутящего момента, специальный стержень в винтовом подьемнике и т.д -то есть система обладает достаточной надежностью.
НО!!! - все это при правильной эксплуатации ( и обслуживании, конечно). Перекладка стабилизатора при нормальном полете производиться всего несколько раз - при взлете и посадке, и обычно происходит в автоматическом режиме, синхроннизированным с выпуском механизации. Если перекладывать стабилизатор много раз подряд - система может выйти из строя из-за перегрева электродвигателей, перегрева и заклинивания винтового подьемника ( смазка теряет свои свойтства из-за превышения допустимой температуры), может выйти из строя фрикционная муфта предельного крутящего момента - привод будет пробуксовывать. Перекладывать стабилизатор на земле много раз тем более запрещается - из-за отсутствия охлаждения его элементов привода потоком воздуха, что происходит в полете.
Более того, при ТО и регулировке системы перекладывания стабилизатора вместо электромеханизма также используют ручной привод - специальную рукоятку.