Я имею в виду при ветре сколько м/сек ему разрешено садиться. 23 м/сек никак не может быть, так как даже у боингов и аэробусов до 15 м/сек.
Важно учитывать еще и направление ветра. Не зря в авиации и на флоте скорость ветра учитывается в паре с направлением ветра.
Ближе к авиации можно сказать, что наименее вредоносен на взлете и посадке встречный ветер.
Он снижает путевую скорость при той же истинной, что соответственно способствует уменьшению взлетно-посадочной дистанции (возможна короче длина полосы).
В противоположность ему попутный ветер. Дует в хвост, кроме своей скорости относительно воздуха, например, 250 км/ч, добавляется еще и скорость попутного ветра. Например, при скорости попутного ветра 5 м/c (18 км/ч) скорость самолета относительно взлетно-посадочной полосы будет уже не 250, а 268 км/ч. При скорости ветра 10 м/с (36 км/ч) скорость не 250, а 286 км/ч.
Как говорится, почувствуйте разницу, садиться при ветре 10 м/с:
при встречном скорость относительно полосы будет 250-36= 214:
при попутном - 250+36=286.
Разница для одного и того же самолета с одной и той же массой для дистанции разбега/пробега большая.
Поэтому для попутного ветра на многих самолетах ограничение 5 м/с.
Но, как и во всем мире, во всей физике и ее части аэродинамике, тоже есть ограничения даже и на встречный ветер. Для разных типов самолетов он разный, обычно это 20-30 м/с. Вызваны эти ограничения, гм, опасениями чрезмерных сдвигов ветра и турбулентностью на сверхмалых высотах над полосой (ВПП).
А если ветер "сбоку", под 90 градусов к полосе?
Такой ветер называется боковым. На путевую скорость он сильно не влияет, но увеличивает угол сноса.
Самолет может лететь при подходе к полосе не точно носом на полосу, а с углом, например 20 градусов.
Это усложняет процесс приземления на обе основные стойки шасси и выравнивание самолета относительно оси ВПП.
Поэтому и боковая скорость ограничивается. Обычно, на самолетах ограничение скорости порядка 15-20 м/с.
А если ветер дует сбоку-спереди? Например, слева под 30 градусов?
Тогда скорость ветра раскладывается на две составляющие - продольную и боковую.
Ну, школьная геометрия, треугольник. Гипотенуза - скорость ветра, а два катета - продольная и боковые составляющие.
Если скорость встречно-бокового ветра, например, 25 метров в секунду под углом 30 градусов к ВПП, то
боковая составляющая будет sin(30)*25= 12,5 м/c,
встречная составляющая cos(30)*25 = 21,7 м/с.
Например, у Ту-134 ограничения по встречной - 30 м/с, попутной 5, боковой 20 м/с. Поэтому взлет/посадка при таком ветре возможны. Если другие метеоусловия позволяют (коэф. сцепления Ксц, видимость).
У Боинга 737 примерно так же. В разных авиакомпаниях допускается боковая составляющая 35 или 40 узлов (18 или 20,5 м/с).
У Ан-24 ограничение боковой - 12 м/с, попутной, как обычно, 5 м/с.
У легкой авиации часто боковой ветер ограничен 6 м/с.
Последнее редактирование: