Вопрос чайника - ответ специалиста

В омских СМИ широко распространена идея, что если ВПП аэропорта продлить на 500м, то это радикально снизит количество полетов над городом (к западу от ВПП ничего нет, к востоку - центр города). Есть ли у этой версии теоретические обоснования? Я всегда думал, что самолет садится всегда против ветра, независимо от его силы? Или все-таки есть некие пределы соотношения длинны ВПП и скорости ветра, при которых самолет может садиться с попутным ветром, и, соответственно, при увеличении длинны ВПП допустимая скорость попутного ветра возрастет, как следствие, снизив процент посадок/взлетов с восточной стороны?
 
Реклама
Посадка с попутным ветром или попутно-боковым зависит от типа ВС. Для каждого есть допуски по скорости попутного ветра.
 
длинна ВПП-то влияет на эти допуски
У тех самолётов, для которых видел ограничения (советские самолёты) — нет. В РЛЭ просто прописана величина максимально допустимого попутного ветра. Обычно это 5 м/с (18км/ч). Независимо от длины ВПП. По физике и математике, казалось бы, чаяния горожан правильны. Но это теория. А приземляться приходится на практике. И с этими же горожанами в салоне. Попутный ветер это повышенная скорость подхода к ВПП (дефицит времени для правильных действий экипажа) и повышенная вертикальная скорость, ибо наклон глиссады не меняется (кому то из пассажиров хочется вытаскивать свой позвоночник из тазовых костей?). Или вертикальную скорость придётся дольше гасить, а это увеличенная посадочная дистанция, причём, явно не 500м, а поболе.
 
ИМХО забыли ещё то что в РЛЭ описано как "обусловлено прочностью колёс шасси" и "обусловлено возможностями тормозной системы".
 
По физике и математике, казалось бы, чаяния горожан правильны.
Собственно, идея, как я понимаю, была пущена одним из предыдущих руководителей аэропорта. Шла сложная борьба вокруг альтернативы "строить Фёдоровку/развивать имеющийся аэропорт", чего не слукавишь в такой ситуации, чтобы отстоять свой вариант
 
Hayam, вот я как пассажир ничего хорошего в такой перспективе не вижу :) Сейчас из большей части города до аэропорта на такси ехать 15 минут и 200 рублей, и мне совсем не хочется менять такое счастье на поездки по типу Курумоча или Кольцово. Ну и с государственной точки зрения, вкладывать пару десятков миллиардов в аэропорт с 10 рейсами в сутки - сомнительная по целесообразности идея. Пока Центральный не исчерпал ресурс пропускной способности ВПП (а он процентов на 10 использован, ИМХО), строить новый аэропорт не нужно.
 
В Омске, насколько помню, сдвиг торца действующей полосы на 500 м действительно подразгрузит центр от низколетящих самолетов. Но все же какой-то это чрезжопный способ решения не такой уж важной проблемы.
 
Реклама
сдвиг торца действующей полосы на 500 м действительно подразгрузит центр от низколетящих самолетов
Каким это образом? Тем, что глиссада параллельно самой себе сдвинется на 500м? Лень считать — сколько это даст разницу в метрах высоты? 10? 50?
Омск.jpg


(+)
Посчитал, всё таки. :) Наклон глиссады 3°, ДПРМ стоит на дистанции 2,7NM.
Сейчас на расстоянии 5км от торца высота 260м (округлённо).
Если привод станет удалённым от торца на 5,5 км, высота пролёта составит (округлённо) 290м. Офигительный "выигрыш".

Омск.jpg
 
Последнее редактирование:
Хм, мда, мне казалось там подальше чуток четвертый. Почему-то запомнились доворачивающие над центром самолеты. Видимо, то визуальные заходы были. Лет 10 назад, не помню подробностей.
 
Хм, мда, мне казалось там подальше чуток четвертый. Почему-то запомнились доворачивающие над центром самолеты. Видимо, то визуальные заходы были. Лет 10 назад, не помню подробностей.
Это схема ухода на второй и повторного захода. Просто именно на этой схеме есть профиль глиссады.
А сам заход на 25 полосу вот:
Омск_заход_на_ВПП-25.jpg

Не в масштабе; для привязки к городским объектам, надо смотреть на координаты точек.
А визуальный заход, наоборот, обычно компактнее и выход в створ там зачастую происходит между дальним и ближним.

Омск_заход_на_ВПП-25.jpg
 
dunch, Я прожил в Омске изрядную часть жизни - до 32 лет.
Последние почти 10 лет - в Авиагородке. Да, мне, как пассажиру, тоже нравилось расположение аэропорта :)
Как-то летел в командировку, рейс задерживали и я успел вернуться домой, отвезти ребенка в садик (на Левый берег) и снова вернуться в аэропорт.
Но с другой стороны, вспомните историю с Ан-70. А если бы он тогда взлетал в сторону центра?

---------- Добавлено в 14:34 ----------

Почему-то запомнились доворачивающие над центром самолеты.
Вряд ли. При заходе на 25 посадочная прямая всегда начиналась за восточными окраинами и пассажиры видели ТЭЦ-4
 
Последнее редактирование:
Hayam, от всяческих техногенных аварий таким образом не защититься.
А что до шумности/прочего - современные самолеты шумят очень слабо, это жить не мешает.
 
Экзот, Вы во всех примерах, как я понял, говорите о посадке. Садящиеся самолеты шумят не особо сильно (можно сказать, что современные и не шумят совсем) и никому не мешают.
А при взлете допустимая попутная скорость ветра тоже не зависит от длинны полосы? Может быть, автор этой идеи имел ввиду как раз уменьшение количества взлетов над городом... Вообще, садящиеся самолеты над городом видел очень часто, а взлетающие, напротив, очень очень редко.

Но все же какой-то это чрезжопный способ решения не такой уж важной проблемы.
Ну, в качестве альтернативы-то предлагается построить вообще новый аэропорт у черта на куличках, уж лучше полосу продлить, если это и правда поможет:) К тому же продленная полоса сама по себе имеет преимущество в виде возможности принимать более тяжелые суда. Сейчас (и в советские времена) в Омск ничего особо тяжелого не летает, с продлением полосы могло бы начать. Не знаю, правда, насколько это востребовано авиакомпаниями.

Почему-то запомнились доворачивающие над центром самолеты.
Возможно, это были самолеты местных линий. В аэропорту числится две, ЕМНИП, грунтовых полосы, раньше ими реально пользовались. При посадке на основную полосу повороты над городом, мне кажется, не применяются, из-за трубы ТЭЦ-5. Во всяком случае, садящиеся самолеты видел очень часто, но все и всегда идут по прямой в одном и том же месте.

PS: Всем спасибо за комментарии, очень интересно.
 
при взлете допустимая попутная скорость ветра тоже не зависит от длинны полосы?
Тоже. Только всё ещё хуже — самолёт тяжелее, менее обтекаем и цепляется не только за воздух, но и за полосу (трение качения колёс шасси).
Может быть, автор этой идеи имел ввиду как раз уменьшение количества взлетов над городом...
Современные самолёты очень резво набирают высоту и могут отворачивать уже в р-не окраины.
садящиеся самолеты над городом видел очень часто, а взлетающие, напротив, очень очень редко.
Ну, и о чём тогда истерят горожане?
Вы во всех примерах, как я понял, говорите о посадке.
И не только я. :)
Я всегда думал, что самолет садится всегда против ветра, независимо от его силы? Или все-таки есть некие пределы соотношения длинны ВПП и скорости ветра, при которых самолет может садиться с попутным ветром
В аэропорту числится две, ЕМНИП, грунтовых полосы, раньше ими реально пользовались.
Если Вы про ту, что идёт параллельно ИВПП, то... ;) А две другие (для лёгкой техники) — совсем короткие и не грунтовые. ;) См. спутниковый снимок.
 
Последнее редактирование:
Ну, и о чём тогда истерят горожане?
Так вот Hayam вспомнил уже падение АН-70: если брать тех, кто финансово не заинтересован, то есть 99,9% населения, волнуются, что самолет на голову упадет:) Ну и то, что сейчас шума меньше, мало же кто заметил. Заведешь речь с кем-нибудь, а он тебе и вспомнит, как лет 5 еще назад дома тряслись, когда Ту3 над домом пролетал :)
Ну а спонсорам писанины в газетах, понятно, истина не нужна, у них свои интересы.
 
Реклама
Назад