До введения ЕТОПС у двухмоторников ограничение на удаление от ближайшего аэродрома были сильно жестче (собственно с 50-х, когда движки были не самые надежные, а появились первые тяжелые лайнеры, которые нельзя было как ДС-3 и прочая посадить на любую просеку). Недаром же самые первые дальнобойщики настоящие были тяжелыми летающими лодками.Мне кажется, должно быть наоборот. С введением ЕТОПС, у А340 появилось преимущество в виде отсутствия ограничения ЕТОПС. Ведь, он говорит о том, что двухмоторные самолеты не должны удалятся более чем на X часов лету от аэропорта способного принять данный самолет. Правда экономика сказала, что проще соблюдать ЕТОПС, нежели переплачивать за топливо, тем более ЕТОПС увеличивается и теперь можно удалятся на 4,5 часа (если не ошибаюсь).