Грустный такой докладик от представителя ИАТА...
Д. Шамраев подробно рассказал об основных итогах 68-й ежегодной Генеральной ассамблеи ИАТА, состоявшейся 10-12 июня 2012 года в Пекине. В ассамблее приняли участие более 750 руководителей крупнейших мировых авиакомпаний. Выступивший с отчетным докладом на ассамблее генеральный директор ИАТА Тони Тайлер отметил негативную роль чрезмерного налогообложения гражданской авиации. Налоги сдерживают развитие, что соответственно сказывается на рабочих местах и на экономической ситуации в целом. Коротко говоря, повышение стоимости воздушной перевозки сокращает рабочие места и замедляет темпы экономического развития. Великобритании пришлось признать этот факт, когда недавнее повышение авиационного пассажирского сбора (APD) в размере 2,6 миллиарда фунтов стерлингов поставило под угрозу воздушное сообщение с Северной Ирландией. Понимая, что это имеет негативные последствия для рабочих мест и объемов иностранных капиталовложений, правительство снизило международный авиационный пассажирский сбор для Северной Ирландии. К сожалению, правительство увеличило этот сбор, негативно влияющий на количество рабочих мест, на остальной территории Великобритании вместо его повсеместной отмены.
Существуют примеры положительного влияния низкого налогообложения. «Правительства Гонконга, Сингапура и Объединенных Арабских Эмиратов развивают экономику своих стран с учетом использования авиации. Результат получается самым наилучшим. Это прекрасные страны для авиакомпаний. Бизнес выигрывает от возможностей авиации. А правительства пожинают плоды повышенного уровня трудоустройства и более существенной налоговой базы. Авиационная отрасль должна рассматриваться государствами как источник доходов, но ни в коем случае, как дойная корова. Авиационная отрасль — сильная «рабочая лошадка». Если ее разумно использовать, это принесет хорошие плоды для всей экономики страны», — отметил г-н Тайлер.
Разумное регулирование отрасли повышает безопасность полетов и увеличивает конкурентоспособность. Но слишком часто даже новые регламенты, предложенные с самыми благими намерениями, имеют непредусмотренные и разрушительные последствия. В качестве примера неправильного регулирования Тони Тайлер привел штрафные санкции, принятые в Соединенных Штатах и в Европе в рамках законов о правах авиапассажиров:
— Положения регламента (ЕС) N261 вынудили авиакомпании выплачивать компенсации пассажирам за поспешно принятое решение государств закрыть воздушное пространство над Европой в 2010 году во время извержения вулкана в Исландии.
— Соединенные Штаты ввели высокие штрафы за задержку самолетов с пассажирами на борту на летном поле. Во избежание штрафов участились случаи отмены рейсов.
Последствия плохо продуманных штрафных санкций по закону о правах пассажиров по обе стороны Атлантики выражаются в том, что авиакомпаниям приходится платить за ошибки правительства или отменять рейсы. Авиакомпании не хотят задерживать рейсы. А штрафами причины задержек не решить. Выбор и конкуренция, как основные факторы рыночного развития, расширяют возможности и права пассажиров и являются лучшим способом повысить уровень сервиса, при условии, что государство также вносит свой вклад. Создавая нормы регулирования, правительства должны советоваться с представителями отрасли, чтобы оценить возможные расходы и выгоды, а также сосредоточить внимание на том, чтобы дать авиационной отрасли шанс создавать рабочие места и стимулировать экономический рост.
«Есть большой список стран, которые не используют в полном объеме экономический потенциал авиационной отрасли. Великобритания не увеличивает пропускную способность взлетно-посадочной полосы аэропорта Хитроу. Германия запрещает ночные полеты во Франкфурте. Австралии необходима долгосрочная программа для обеспечения потребностей в пропускной способности Сиднея. Индии не хватило политической воли, чтобы построить новый аэропорт для обеспечения нужд финансовой столицы страны — Мумбаи. И это только начало длинного списка», — сказал г-н Тайлер.
Международная ассоциация воздушного транспорта обновила прогноз по отрасли на 2012 год. Оценивая состояние отрасли, ИАТА отметила риски серьезного ухудшения ситуации на фоне незначительной прибыли и рост убытков европейских авиакомпаний. Снижение цен на нефть, более высокий, чем ожидалось, объем пассажирских перевозок, а также вступление сферы грузовых перевозок в фазу роста внесли некоторое улучшение в размер прогнозируемой рентабельности. Однако их влияние ослаблено продолжающимся и все больше углубляющимся кризисом суверенного долга в Европе, из-за которого ожидалось дальнейшее ухудшение ситуации и негативное влияние на экономический рост.
После того как прибыль авиакомпаний достигла своего максимума в 2010 году и составила 15,8 миллиарда долларов с доходностью в 2,9 процента, выручка продолжает снижаться второй год подряд. В 2011 году прибыль отрасли сократилась до 7,9 миллиарда долларов, а чистый доход упал до 1,3 процента. В 2012 году, согласно прогнозу, прибыль отрасли составит 3 миллиарда долларов, а доходность — 0,5 процента. Образно говоря, от большого яблока прибыли авиакомпаниям остался жалкий огрызок. Убытки европейских перевозчиков, как ожидается, составят 1,1 миллиарда долларов (что почти в два раза больше прогнозируемых в прежнем прогнозе убытков на уровне 600 миллионов долларов).
Прогноз по прибыли отрасли в размере 3 миллиардов долларов остался без изменений. Однако практически все остальные составляющие факторы изменились. В этом году спрос превысил ожидания. А цены на топливо оказались ниже, чем прогнозировалось ранее, но этот позитив сошел на нет из-за ожидания грядущего экономического спада. Кризис еврозоны мешает росту прибыли, и перед отраслью встала неутешительная перспектива доходности всего в 0,5 процента. «Несмотря на то, что авиакомпании сталкиваются с общими проблемами высоких цен на топливо и нестабильностью экономики, ситуации в разных регионах отличаются. Перевозчики в Америке наблюдают улучшение прогноза на 2012 год. В остальных странах доходность отрасли уменьшается. В Европе стремительно ухудшаются экономические условия для ведения бизнеса, что выражается в значительных потерях, — отметил Тони Тайлер.
Одной из особенностей текущего экономического цикла является политика авиакомпаний, которые сдерживали увеличение провозных емкостей. Это позволило им добиться успеха в эффективном использовании самолетов, — ключевом факторе получения доходности в любом капиталоемком бизнесе. В сфере пассажирских перевозок коэффициент загрузки достиг рекордного уровня во втором квартале текущего года. Процент коммерческой загрузки также начал расти в этом периоде, восстанавливаясь после того, как ранее он достиг дна своего минимума. Согласно прогнозу, до конца 2012 года авиакомпании будут увеличивать провозные емкости еще более медленными темпами, несмотря на то, что спрос постепенно ослабевает. Ожидается, что коэффициент загрузки и использование самолетов останутся примерно на высоком текущем уровне, что приостановит снижение прибыльности авиакомпаний.
Ограничиваемый рост провозных емкостей, высокая эффективность использования самолетов и снижение цен на нефть помогут сдержать увеличение расходов в 2012 году на уровне 7,3 процента по сравнению с ростом на 10,6 процента в 2011 году. Тем не менее, рост выручки сократится еще существеннее: с 9,3 в прошлом году до 5,7 процента в нынешнем. Прогноз по объемам воздушных перевозок изменился в сторону увеличения, но за пределами США это отчасти достигается за счет сокращения доходности.
Поддержание размера доходов на уровне выше, чем размер затрат — задача, постоянно стоящая перед авиационной отраслью. В 2012 году операционные доходы достигнут 631 миллиарда долларов, а операционные расходы вырастут до 623 миллиардов долларов. Итоговая операционная прибыль, или прибыль до уплаты процентов и налогов в размере 8,6 миллиарда долларов свидетельствует о незначительной разнице между доходами и расходами. Много ли надо для того, чтобы уничтожить эти 1,4 процента операционной прибыли? Более того, этих доходов хватит только на то, чтобы заплатить проценты по задолженности, налоги и провести оплату других финансовых операций.