Добрый день.
Для меня, как человека вполне себе дружащего с физикой в школе, динамика столкновения произошедшего в Якутском инциденте вполне ясна.
При первом ударе ПОШ о 40 см уступ, ЦМ самолета находился сильно позади точки удара (или точки приложения сил начавших действовать на ПОШ). Соотв. не было сильного противодействия подъему колеса ПОШ над уступом, т.к. центр масс значительно смещен к оси вращения самолета относительно ООШ, и потребный вращательный момент для подъема носа относительно опоры (ООШ) небольшой. Данное обстоятельство в совокупности с тем, что колесо все таки круглое и привело к перескоку ПОШ над уступом.
Далее наступил более драматический момент со встречей уступа и ООШ. Тут у нас центр масс самолета значительно смещен к ООШ, и соотв. сильно удален от точки приложения вращательного момента для отрыва ООШ относительно, опирающейся на поверхность ПОШ и потребный вращательный момент для этого уже нужен большой! Соотв. вертикальной составляющей силы действующей на ООШ не хватило для перескока, горизонтальная составляющая начала сильно расти, действуя на излом относительно ООШ, и по превышению крайних значений произошло разрушение оных..
Касаемо возможного удара хвостом об уступ, не думаю что это могло оказать какого то сильного воздействия, по вкладу в ущерб приведшему к повреждению баков. В упомянутом выше случае в Исландии самолет шмякнулся с гораздо большей высоты (нежели 46 см) без последствий для кессона..