Министр иностранных дел Сергей Лавров предложил Минтрансу и Росавиации расторгнуть межправительственный договор между Россией и Бермудами (заморская территория Великобритании) о передаче функций надзора над зарегистрированными самолётами, действующий с 1999 года. Это следует из письма министра, направленного 14 декабря депутату Госдумы Михаилу Шеремету.
В департаменте информации и печати МИДа на запрос РБК ответили, что решение об инициировании расторжения договора относится к Росавиации и Минтрансу, РБК направил запрос в их пресс-службы.
«Если реализация положений соглашения [с Бермудами] ставит под серьёзную угрозу безопасность пассажирских перевозок, возможно, Минтрансу России и Росавиации следовало бы рассмотреть вопрос об инициировании прекращения действия рассматриваемого международного договора», — пишет министр. Цель расторжения соглашения — последующий перевод самолётов из иностранных реестров в российский, отмечает он.
Российские власти уже давно обсуждают идею перерегистрировать иностранный флот отечественных авиакомпаний. С 2015 года Росавиация получила право на сертификацию самолётов и с февраля 2019 года стала требовать от авиакомпаний пройти повторную сертификацию уже в России, несмотря на регистрацию судов за рубежом.
В мае 2019 года стало известно, что Генпрокуратура, проводившая весной проверки в Росавиации, выявила массу нарушений из-за отсутствия дополнительных сертификатов у машин российских авиакомпаний. Тогда прокуроры совместно с ФСБ выяснили, что около четырёхсот самолётов российских авиакомпаний (это более половины парка всех перевозчиков) не проходили через дополнительные «необходимые исследования и сертификационные работы» в России.
Сейчас помимо межправительственного договора 1999 года между Россией и Бермудами действует приложение 83-bis к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция). Оба документа имеют приоритет над российским законодательством. На изменения в самолёте иностранного производства (так называемая перекомпоновка; например, когда перевозчик увеличивает в салоне число кресел), согласно Чикагской конвенции, страна регистрации выдает сертификат.
Но ранее МИД заявил, что соглашение с Бермудами не считается международным, поскольку это заморская территория Великобритании и она не правомочна сама заключать международные договоры, а значит, соглашение с Бермудами не имеет приоритета над национальным законодательством.
Однако в письме от 14 декабря Лавров подчёркивает, что соглашение с Бермудами всё же подпадает под определение международного договора.
Перевод самолётов в российский реестр позволил бы Росавиации следить за поддержанием их лётной годности вместо иностранных регуляторов. Сейчас, согласно Росавиации, 725 самолётов российских авиакомпаний зарегистрированы на Бермудских островах, по 35 — в Ирландии и России, ещё два — на острове Аруба.
Первой переводить самолёты в российский реестр должна была начать компания Azur Air, но после перерегистрации одного Boeing 767 перевозчик отказался от этих планов, объяснив это недовольством лизинговых компаний. Перевод в российский реестр потенциально снижает для лизинговых компаний ликвидность и стоимость лайнера, дальнейший вывод из реестра при продаже сопряжён с дополнительными затратами и осложняет ремаркетинг.
Как сообщала газета «Ведомости», из-за отсутствия российских дополнительных сертификатов Росавиация стала запрещать полёты самолётов отдельных перевозчиков — источники издания говорили о проблемах у четырёх лайнеров авиакомпании Nordwind и одного Azur Air, «в зоне риска» были три Boeing 777 перевозчика Royal Flight.
В Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта заявили, что такие меры приведут к росту затрат перевозчиков и простою самолётов. В итоге Минтранс в конце сентября отменил требования Росавиации.
В случае разрыва соглашения с Бермудами на российские авиакомпании будет оказываться давление, чтобы те более тщательно соблюдали требования, сказал совладелец авиакомпании iFly Александр Буртин. Он отметил, что авиакомпаниям при переводе в российский реестр придётся привести все лайнеры к требованиям российских авиационных властей.
«Это не коснётся только тех перевозчиков, у кого новый флот, остальные потратят на это миллионы долларов», — утверждает Буртин.