Материал из журнала "Гражданская авиация" №8/1977 г. о проекте развития московских аэропортов в предолимпийскую X пятилетку (1976-1980 гг.):
К Олимпиаде-80 разработали 3-е расширение внуковского аэровокзала (первые 2 расширения были в 1958 и 1963 гг. - см. схему ниже), на этапе проектирования предусматривалась установка 4-х телетрапов пьедестального типа:
Строительство 3-го расширения внуковского аэровокзала:
После завершения строительства пропускная способность аэропорта была доведена до 4200 пассажиров/час. Телетрапы так и не были установлены, хотя выходы к ним были готовы (
подробнее про телетрапы советских аэровокзалов). Судя по вышеприведённому материалу из журнала "Гражданская авиация", как альтернатива телетрапам рассматривалась также возможность использования во Внуково автобусов с подъёмными салонами, которые доставляли бы пассажиров из аэровокзала прямо к дверям самолётов (как это было, например,
в аэропорту Вашингтона), но и это не было реализовано:
В Быково к 1980 г. планировалось возвести 2-ю очередь аэровокзала с вышкой КДП (см. материал из начала сообщения), однако это не было осуществлено. Помимо аэровокзала 1975 г. на 400 пассажиров в час, в быковском аэропорту был широкий 1-этажный посадочный павильон, оформленный в одном стиле с основным пассажирским зданием. Похоже, этот павильон и был построен вместо вышеупомянутой 2-й очереди аэровокзала:
В Шереметьево к Олимпиаде-80 по части пассажирских зданий: 1) построили павильон прилёта рядом с аэровокзалом 1964 г. и 2) ввели в строй новый аэровокзальный комплекс международных авиалиний "Шереметьево-2".
Строительство павильона прилёта - на заднем плане слева (снимок середины 1970-х гг.):
Павильон прилёта - справа от аэровокзала 1964 г. (фото 1980 г.). После ввода в строй аэровокзального комплекса Шереметьево-2 в 1980 г., аэровокзал 1964 г. начал обслуживать внутренние рейсы:
Вид на павильон прилёта со стороны перрона:
В начале 1976 г. специалистами «Аэропроекта» было составлено «Задание на проектирование нового международного аэровокзала Шереметьево-2» - после согласований оно было утверждено в Министерстве гражданской авиации. Документ допускал возможность привлечь к проектированию иностранного подрядчика, что позволило внешнеторговому объединению «Союзвнешстройимпорт» провести международный отборочный конкурс и заключить контракт. В конкурсе приняли участие 23 фирмы из восьми стран мира. 30 сентября 1976 г. окончательный выбор был сделан в пользу строительной фирмы «Берлин-Консалт». Из-за разногласий с этой фирмой, в мае 1977 г. в срочном порядке был заключен новый контракт с компанией «Рютербау» из ФРГ. К 1 января 1980 г. строительство аэровокзального комплекса было завершено. Комплекс был рассчитан на обслуживание 6 млн пассажиров в год. Его пропускная способность составляла 2 100 человек в час. 6 мая 1980 г. состоялось торжественное открытие аэровокзала Шереметьево-2. В течение месяца до проведения Олимпийских игр аэропорт обслужил более 460 тыс. иностранных пассажиров. Оргкомитет «Олимпиады-80» дал высокую оценку организации авиационных перевозок и качеству обслуживания пассажиров международных рейсов.
Строительство аэровокзала Шереметьево-2 (кликабельно до размера 3427X1237 пикс.):
Паспорт объекта:
1978 г.:
Судя по слякоти на переднем плане, следующий снимок был сделан в конце зимы - начале весны 1980 г. Перед готовым аэровокзалом всё ещё стоят бытовки «Рютербау»:
Зал вылета (фотографии пустого аэровокзала сделаны до его официального открытия):
Информационное табло в зале вылета
Макеты Ту-154 и Ил-86:
Зал вылета и пункт обмена валюты:
Зал регистрации пассажиров:
Зал ожидания:
Зона таможенного контроля в зале вылета:
Зал прилёта:
Багажные карусели:
Магазин "Берёзка":
В отделе сувениров магазина "Берёзка":
Ресторан "Пятый океан":
Бар:
Прообразом аэровокзала "Шереметьево-2" стали терминалы A и B аэропорта Ганновер, сданные в эксплуатацию в 1971-1973 гг. (проекты шереметьевского и ганноверских терминалов разработал один и тот же человек -
немецкий архитектор Хайнц Вильке (Heinz Wilke)):
Ганновер:
Интерьер ганноверского терминала (см.
другие фото):
См. также
материал "Ворота Олимпиады" из журнала "Юный техник" №6/1980 г.