Добрый день, друзья!
Заглянул на огонек...
Так уж распорядилась судьба, что 11213 остался теперь единственным представителем относительно недавнего прошлого. Относительно, потому что еще живы те, чьи руки сжимали штурвалы этой машины, кто под открытым небом выполнял все виды работ по ее техническому обслуживанию - а на форумах вовсю идет обсуждение темы на уровне археологии. Это напоминает сюжет нескольких веселых фильмов, например, о замороженном, очутившемся в поколении, для которого он - давно почивший в бозе предок.
Весной 1965 я в составе бригады забирал этот самолет в Ростове из капремонта, одновременно сдавая в него 11175 - будучи еще практикантом. И все последующие годы, вплоть до останова пассажирских перевозок на Ан-10А, а точнее - до перегона наших машин летчиками-испытателями ЛИИ в 1973-м к местам новой службы в МАП - был с ним каждодневно связан. Могу гордиться тем, что ни один из 7 Ан-10А (здесь на ветке мелькнула ошибка о 6) - 11174, 11175, 11196, 11198, 11208, 11210, 11213 - не был нами порезан, все потом еще послужили в авиапроме и частью разошлись по экспозициям. Дожил же до этого времени лишь один счастливчик - 11213, однако, у моего поколения, увы, на фоне нынешнего варварского отношения к прошлому, нет уверенности в будущем этого экземпляра...
Так что, уважаемое племя младое, незнакомое, мы сделали все, что сумели и смогли (не обессудьте!), для освоения и обеспечения полетов этого славного самолета, для многих из нас ставшего первой любовью в авиации, а на вас - ответственность за достойное сохранение его как исторической памяти о днях освоения первого поколения отечественных пассажирских турбовинтовых самолетов!
Раз уж заглянул, поясню не раз обсуждаемую здесь тему как свидетель и участник водружения оленя на киль Ан-10. Еще в 1963 на практике в Шереметьево довелось работать на Ан-12 04366 УПА с пингвином на форкиле, самолете, прославившемся перелетом Москва-Антарктида-Москва в паре с Ил-18 (экипажи Осипова-Полякова). Потом он не раз залетал к нам, а тем временем на некоторых других бортах УПА появилась более красочная и сложная эмблема Полярной авиации на фюзеляже. Разгорелась мечта, захватившая всех вплоть до начальника управления: выделить и наши самолеты. Тогда это не приветствовалось, весь парк МГА имел типовой облик, а выскочек одергивали. Тем не менее, удалось прошибить стену и в азарте разработать профиль головы оленя с надписью "Коми управление ГА". Будучи нанесенным на первые самолеты, он вызвал негативную оценку первого секретаря обкома - дескать, черт с рогами. Пришось отрабатывать профиль оленя в прыжке, готовить трафареты и развозить их в Минск (для Ил-14) и Ростов (для Ан-10,12). Так вот и пошли гулять наши фирменные борты по аэродромам страны. Образец - часто публикуемый снимок Ан-10А 11174 в полете. Впоследствии был запатентован, но не применялся логотип в виде стилизованной головы оленя в круге, а позже в раскраску Комиавиа был введен стилизованный олень в прыжке - но это уже на других типах ВС, как говорится, другая история.
Косой же парус на киле Ан-10 - элемент очередного нового (синего) и последнего варианта типовой раскраски МГА в целом. Им и накрыт олень на киле 11213 в Монино, к тому же кто-то инициативный покрасил оранжевым коки винтов, чего никогда на Ан-10(А) в ГА не делалось.
Прошу простить за многословие, но может быть, это кому-то покажется заслуживающим интереса.
Всех благ!