Вот товарищ Кива опять сокрушается о том, что в этом году сделает 7 Ан-148/158, а в следующем по плану 12, а построить сможет только 9, потому что у него оборотных средств на строительство нет. Куда же они деваются в процветающем, прибыльным уже который год украинском авиастроительном госконцерне?
Изучение всяческих документов и публикаций даёт такую любопытную историю с Ан-148 украинского производства. В общих чертах:
За 2007-2009 годы Кабмин Украины для поддержки отечественного авиапрома перечислил госпредприятию Лизингтехтранс 600 млн гривен из госбюджета. На эти деньги, Лизингтехтранс заключил договор с Авиантом на поставку 5 Ан-148, в среднем по 120 млн за штуку. Деньги проплатил, но самолётов получил только 3, как мы знаем. Это не удивительно, так как себестоимость производства их на "Антонове" пока в районе 200 млн гривен. Как раз на три штуки и хватило.
Полученные Лизингтехтрансом самолёты тут же отдавались в финансовый лизинг на 25 лет... обратно в госпредприятие Антонов, их изготовителю.
Стоимость лизинга №0101 - 133 млн. гривен по договору №15/09 ФЛ от 20.03.2009
Стоимость №0109 - 114 млн. гривен по договору №34/09 ФЛ от 17.12.2009
Стоимость №0110 - 114 млн. гривен по договору №03/12 ФЛ от 27.03.2012
В среднем как раз по 120 млн. гривен.
Взятые в лизинг у государства Аны собственного производства, Антонов тут же сдал в "мокрый" сублизинг со своими экипажами и обслуживанием, видимо уже дороже
Красивая схема. В сухом остатке - закупка всех трёх летающих ныне украинских Ан-148 на 100% профинансирована напрямую деньгами из госбюджета. Лизингтехтранс заплатил за три самолёта 600 млн. бюджетных гривен, а сдал в лизинг их за 360 млн. Ни одного коммерческого заказа или коммерческого эксплуатанта у украинских Ан-148 нет.
В 2010 году на Лизингтехтранс натравили Счётную палату Украины, которая разумеется сразу вскрыла эту красивую схему. Припомнили этой конторке, что и софинсирования не менее 25% она должна была привлечь на эти Аны, а не полностью из бюджета платить, и то что вместо 5 получила всего 3 самолёта и лизинг обратно производителю. В результате, дальнейшее финансирование из бюджета прикрыли, пока Антонов недостающие самолёты не поставит. Нет на Украине доброго ОАК, неутомимо компенсирующего заводу разницу между себестоимостью и продажной ценой российских Ан-148.
Вот и приходится Киве крутиться, искать недостающие десятки миллионов долларов на достройку уже оплаченных государством самолётов. Оттого из затормозилась программа, потому и плачется он о нехватке оборотных средств.