Отзыв об Ан-148 с соседнего форума:
vaddy:
Так как теперь уже могу сравнить с его Аэрбасом, то подтверждаю Антошка самолет уникальный. У него очень оригинальное решение с навигацией, благодаря использованию параллельно двух спутниковых навигаций Глонас и Навстар помогающих друг другу. Такое понятие как LOW Accurasy, не существует. Если координаты пропали у Навстар, они тут же приходят от Глонас и наоборот. Основной режим в полете, SNS only, самолет идет по спутникам. С ворами вообще практически не заморачивались. Антиобледенительная система, полностью автоматическая. После включения в режим Авто на земле, она сама благодаря датчикам установленным по всему самолету включается в нужных местах по мере необходимости. Все это отображается на ЖК экране, в виде смены цвета в голубой, белый, желтый, элементов на маленьком изображении самолета, по мере удаления льда. Компьютер автоматом, считает все скорости на взлете и посадке, так как в него заводиться все вплоть до коэффициента сцепления на полосе. Прекрасные большого размера ЖК дисплеи, с матовым экраном, глаза совсем не устают по сравнению с электронно лучевыми дисплеями на иномарках. Даже на Суперджете судя по видео применены французские электронно лучевые дисплеи Esterel Technologie, а не ЖК с матовым экраном. Уже молчу про тачпады у пилотов, для управления навигационной системой с помощью движения пальцев как на ноутбуках. Очень удобно строить маршрут для обхода гроз, простым движением пальчика на тачпаде, все это отображается на экране. Такие тачпады есть только на ультрасовременных самолетах Боинг-787, А-380, и АН-148. На Суперджете такого нет. Очень интересное построение информационного поля кабины Антошки. Самолет весь полет разговаривает с летчиками человеческим голосом. Даже когда звонят проводницы вместо их звонка раздается приятный женский голос "Разрешите войти в кабину экипажа" . Я первое время все удивлялся почему у всех проводниц голос одинаковый
В полете все режимы самолет озвучивает голосом. Если необходимо взлететь от первой рулежки, а не от начала ВПП, то просто выруливаешь, без дополнительных ручных расчетов. Тут же самолет тебе женским голосом говорит, оставшаяся длинна полосы такая-то. То бишь машина непрерывно ведет счисление местоположения самолета по спутникам, даже в процессе руления. При заходе говорит, полоса такая то, заход разрешен, длинна полосы такая-то. При пробеге ведет отсчет оставшейся длинны полосы человеческим голосом. Впрочем все это можно послушать на этом видео, захода в Пулково
http://youtu.be/49O3Ctf3K6k
Очень богатая базовая комплектация. В которую входит обогрев ног пилотов, (кнопка обдува ног, теплым воздухом). Это помимо индивидуальной регулировки обогрева ближайшего к тебе борта кабины. У конкурентов подобные примочки идут как дополнительные опции за отдельные деньги. Оба багажника обогреваемые, и передний и задний. Индивидуальный обдув у каждого пассажира, чего нет, сами знаете у какого самолета. А в доп опциях идут спутниковый телефон, интернет на борту, и развлекательная видео аудио система, для каждого пассажира. Короче полный фарш, говоря автомобильным языком. Камеры стоят по всему салону, причем они с инфракрасным подсветом, и позволяют видеть, что происходит в салоне, даже при полной темноте. Это кстати прекрасно видно в этом видео
http://youtu.be/JZXlmNcu5Jc короче много всего. Самолет очень летучий на посадке, и очень легко управляемый в воздухе. Ласточка короче. Самое точное определение. Аэродинамика классная.
...
В этом самолете много необычного. Во первых аэродинамическая схема верхнеплан. Что среди региональных самолетов довольно редкое явление. Можно долго перечислять всех его собратьев по классу это и Эмбраеры, и Бомбардье, и Ту-134, и множество других примеров. Все эти джеты, заметьте не турбопропы с винтовыми движками, а именно джеты, с вентиляторными движками. Так вот, все они нижнепланы, с низкорасположенным крылом. Второе уникальное отличие АН-148 от других самолетов. Это впервые, в нашей авиации шасси самолета изготовлены полностью из Титана, по космическим технологиям на КБ Южмаш, которое занимается созданием ракетоносителей Зенит. Если вы подойдете близко к самолету, то обратите внимание на необычный темно серый цвет металла из которого изготовлены шасси. На других самолетах, это ярко белая блестящая сталь, а тут темно серый, как бы матовый цвет. Раньше на шасси самолетов, только отдельные элементы могли изготавливаться из Титана, а тут впервые полностью, все вплоть до штока цилиндра из Титана. Причем, пришлось решить сложную техническую задачу, оказывается Титан, пористый, и под большим давлением масло проникает в его структуру. Так вот на КБ Южмаш, была освоена уникальная технология бронзирования поверхностности Титана, то бишь покрытия штока цилиндра тонким слоем бронзы. Эта технология и позволила нашим ракетчикам создать все, вплоть до штока шасси, из Титана. Тем самым кардинально снизив вес стойки шасси, и увеличив ее прочность. Для сравнения вес передней стойки Суперджета сделанной из стали составляет 190 кг, передняя стойка АН-148 сделанная целиком из Титана весит 120 кг, а прочность выше. Все это сделано для обеспечения возможности посадки самолета на грунт. Запас прочности стоек АН-148, позволяет самолету, нести 20 тонн полезной нагрузки. Хотя фактически на АН-148 она около девяти тонн. То бишь Титан дает более чем двукратный запас прочности. Эти же стойки, без переделки применяются на всех самолетах этой линейки АН, вплоть до АН-178, благодаря их повышенной прочности. Вот что имеют ввиду когда говорят, что АН-148 имеет очень высокий потенциал модернизации. Такого на Суперджет не получится, там стойки не имеют такого запаса прочности. И для создания новой, более вместительной версии Суперджета, придется усиливать стойки.
...
Третье уникальное отличие самолетов АН-148 от своих собратьев. Это повышенный коэффициент запаса прочности по перегрузке. Для сравнения на гражданских самолетах этот коэффициент равен 1.5. То бишь, чтобы наступили разрушения конструкции планера, надо создать перегрузку превышающую эксплуатационную в 1.5 раза. Это традиционно для большинства гражданских самолетов. Но в КБ Антонова своя традиция, они создают самолеты с коэффициентом запаса прочности 2.5. Когда мы их спросили зачем такая большая прочность, они ответили, что это сделано опять же для обеспечения возможности эксплуатации самолета с грунтовых аэродромов. И это не пустые слова, все помнят мартовский случай в прошлом году, когда испытатели разложили АН-148. Там разрушение конструкции началось при перегрузке 6.5 единиц. Кто рядом с авиацией тот знает, что это истребительные перегрузки, отнюдь не для пассажирских самолетов. Четвертое уникальное отличие. Это алгоритм построения навигационной системы самолета. Впервые в качестве ведущего основного канала для системы навигации выбран спутниковый канал. Как рассказали конструктора самолета. Это стало возможным, только благодаря полному резервированию спутниковой навигационной системы GPS Navstar, второй нашей системой ГЛОНАС. Без этого полного резервирования международные нормы сертификации не позволяют делать спутниковый или какой либо другой канал, основным для работы. Причем практика показала что конструктора не ошиблись выбрав такое построение навигации. Мы летая в Российскую глубинку, в Сибирь. Такие порты как Сургут, Нижневартовск, Тюмень. Где наземное радиотехническое оснащение Ворами, очень слабое. Мы все время шли на спутниковой коррекции, не пользуясь наземными РТС средствами. Этот самолет наиболее полно отвечает новой концепции ИКАО, которая предполагает в скором времени закрытие наземных средств РТС. Для Ан-148 это совершенно не страшно. Он на борту имеет мощный спутниковый комплект. И это непросто спутниковый приемник выдающий в основной навигационный вычислитель спутниковые координаты, как на большинстве современных самолетов. А это целая спутниковая навигационная система СНС-2, которая состоит из четырех восемнадцати канальных спутниковых приемника по два на Глонас и Навстар. И вычислителя, который получая сигналы с этих приемников обрабатывает их таким образом, что получается режим псевдо дифференциальной GPS. То бишь, данные одной спутниковой группировки используются для повышения точности координат выдаваемых другой спутниковой группировкой. И потом все эти данные уже в готовом виде, включая и скорость и высоту полета выдаются в навигационную систему самолета ВСС -100 . Для сравнения точность выдерживания линии при полете маршруту на АН-148 в режиме SNS составляет +\-100 метров. Это официальные данные с ТТД навигационной системы.
...
Пятое уникальное отличие самолета от одноклассников. Это хорошая приспособленность самолета для эксплуатации в северных широтах нашей страны. Многие знают, что самолет проходил испытания в Якутии при температуре -55. Так вот там местный наземный персонал был удивлен когда после ночной стоянки при температуре минус 55 градусов. Летчики АН-148 пришли и без проблем запустили самолет не вызывая никаких дополнительных печек для его прогрева. Для сравнения рядом стояли Боинги Ютэйр которые всю ночь молотили с включенным ВСУ, чтобы не дай Бог не разморозить самолет. На АН-148 применена уникальная схема обогрева самолета родным ВСУ. Теплый воздух от которой, после запуска по специальным каналам подается даже к приборной доске пилотов, с целью разогрева дисплеев самолета. Аналогов такой системы на эксплуатируемых в нашей стране иномарках нет. Плюс много дополнительных фишек, для тепла в в самолете. Это и кнопка специального обогрева ног летчиков теплым воздухом, и обогреваемые, передний и задний багажники. Чего нет даже на многих Аэрбасах в нашей стране, где обогреваемый только один из багажников. Шестое уникальное свойство. Это построение информационного поля в кабине самолета. Ну скажем прямо кабина не сделана слепым копированием к примеру той же аэрбасовской кабины, что к примеру сделано на Суперджете. Чем они кстати очень гордятся. Что летчики Суперджета могут легко летать на аэрбасе, благодаря полной похожести кабин, или говоря научно, информационного поля кабины, включая и навигационный вычислитель, полностью скопированный с Аэрбаса, программу для которого пишут французы не допуская к исходникам наших программистов. На Ан-148 информационное поле свое, кто-то в нем узнает элементы от Боинга, кто то от Аэрбаса, а кто то узнает и нашу Советскую школу, чего кстати несомненно больше. И это делает его очень интересным, ведь никогда не интересно когда кто-то занимается слепым копированием, не привнося в это ничего своего. Про АН-148 такого не скажешь. Навигационная система наша ВСС-100, программу для нее пишут в Москве. Это дальнейшая модернизация вычислителей ВСС-85 стоящих на Ил-96-300, Ил-114, Ту-204, и ВСС-95, стоящих на Ту-214 Можно еще долго перечислять уникальные отличия самолета, в том числе и его способность эксплуатироваться с высокогорных аэродромов. Самолет прошел испытания в горах Ирана и вписана в сертификат высота аэродрома 2200 метров. И вообще в целом во самолете чувствуется свой уникальный почерк, а не слепое копирование западных систем. Не даром и Британский пилот испытатель очень высоко оценил самолет после полетов на нем. Сразу почувствовал что этот самолет не простое копирование западных, систем а агрегатов. Самолет в пилотирование очень легок, я бы даже сказал. Он мне очень напоминает в пилотировании МиГ-29, на котором я пролетал 18 лет на всех модификациях. Такой же не инертный, идущий за управлением без инерции присущим почти всем пассажирским лайнерам. Допускающим глубокие виражи с креном до 60 градусов, что для пассажирского самолета просто фантастика.
...
По информационному полю кабины можно очень долго рассказывать отдельно. Например основные его особенности очень много речевой информации. Самолет постоянно с летчиком разговаривает. То ли это подсказка оставшейся длинны полосы, при выруливании на разные ее участки, то ли это подсказывание пилотирующему о высоте принятия решения, или выставке высотомеров на нужной высоте, или подходе к заданному эшелону, или даже режиму работы автоматики самолета. К примеру все что я сейчас на аэрбасе голосом говорю, включении автопилота, автомата тяги, переставке высот, да вообще все. На Ан-148 все это говорит сам самолет приятным женским голосом. Это очень хорошо разгружает экипаж. Очень курьезная ситуация у нас была в Симферополе. Когда мы туда полетели сразу же после ввода встрой новой ВПП, и эта ВПП еще не была внесена в навигационные базы наших самолетов. Так вот когда мы вырулили на нее для взлета, самолет нам стал кричать голосом " Стойте нельзя взлетать это не взлетная полоса, вы на рулежке, "Стойте нельзя взлетать" . Мы были крайне удивлены, тем что самолет отслеживает даже наши движения по земле во время руления. И что система речевой информации, разговаривает с нами не стандартным заранее записанным в память набором фраз, а умело создает единую фразу добавляя туда, название полосы, ее длину, и многие другие данные. Такое чувство что применен какой-то интеллектуальный речевой информатор. Особенно стоит остановиться на прекрасных ЖК дисплеях с матовым экраном, которые даже при попадании на них яркого солнечного света совершено не бликуют, и информация на них прекрасно видна, и не устают глаза с ними. Яркость у них сама регулируется по фото датчикам, в зависимости от освещенности и не требует дополнительного участия пилотом для постоянной подкрутки вручную. Индикация на дисплеях многоцветная применена вся гамма цветов какая только возможно, от фиолетового до желтого красного синего и зеленого. Короче цветовая гамма гораздо богаче, чем на иномарках которые летают в наших авиакомпаниях. Очень много летчику скажет о самолете его пилотажные свойства, как бы это не необычно не звучало для пассажирского самолета. Но то как самолет летает показывает качество его аэродинамического исполнения. Вот это видео очень много скажет о самолете настоящим летчикам, даже никогда не летавшем на нем. А летает он Уникально для пассажирского лайнера.