Ну собственно хочу поделиться прочитанным за эти две недели по авиационной теме.
Как я говорил, поставил себе задачу собрать и усвоить всю путнамовскую серию. Она конечно неоднородна, встречаются и шедевры, и так себе, потому позволю себе комментарии по отдельным книгам серии.
По поводу Майлз как фирмы у меня было всегда к ним предвзятое отношение, как к производителям учебных и лёгких самолётов, которые лично мне неинтересны от слова вообще. Но во-первых, я был неправ и многого не знал, во-вторых, на мой взгляд, это однозначно одна из лучших книг в серии. Автор работал с Майлзами бог о бок, был главным конструктором по многим проектам и потому его книга просто находка для меня и образец для отечественных графоманов как надо писать - живо, с рассказами о характерах, взаимоотношениях, проблемах и удачах. И уважаемые братья Майлз в книге не небожители, а нормальные люди, с идеями, которые могли быть верными или нет и заслуживающими в результате уважения не потому что они «главные», а потому что их видение позволяло создавать самолёты лучше, чем они были бы созданы без их видения. В общем очень и очень рекомендую
Следующая книжка в серии самая противоречивая. Дело в том, что автор писал её по воспоминаниям человека, считавшего себя автором большинства фоккеровских проектов и неназванных сотрудников, которые Фоккера откровенно не любили. А потом он умер, оставив после себя рукопись и никаких первоисточников, ну поскольку источники были его личные интервью. В результате скорее всего конечно книга однобокая, ибо представляет самого Фоккера тираном и деспотом, ничего вообще в авиации не понимавшим, но при этом отличным пилотом. В общем скажем так оба действующих лица в книге любому склонному к анализу читателю представляются персонажами невероятными, потому во всех рецензиях эту книжку жутко ругают, я думаю во многом заслуженно. Но что касается фактов, то из песни слов не выкинешь и если человек, считающий себя единственным автором, например, Dr.1 говорит, что от него скрывали вообще всё, включая нормативные документы, то скорее всего это так и есть. В общем опять же книга великолепная и достойна почётного места на полке хотя бы потому, что даёт взгляд на личность Фоккера как его видели соратники. А критики этой книги и хвалебных опусов во славу Фоккера предостаточно, на круг и получается та самая выдающаяся и противоречивая личность. Я лично получил колоссальное удовольствие от прочтения
Следующий автор конечно лично на фирме не работал и это образец «типичной» путнамовской работы - но очень качественной, опять же хорошо и довольно легко написанной. Для меня это один из любимых авторов и три его книги (про Локхид, Дуглас и Грумман) на мой взгляд прекрасны
Это мне не очень зашло, возможно в связи с тем, что сам предмет не настолько интересен. Как проходили гонки и главную интригу повествования я безусловно знал и она описана всеми. Интересно безусловно собрание всех конструкций в одном месте, но поскольку сами конструкции были по сути одноразовые, то читать их техническое описание и их короткую судьбу от взлетел до приземлился интересно только тому, кто погружён в вопросы технологии тех лет, а это не я.
Неплохо, безусловно полезно как справочный материал. Я бы компоновал по-другому. В результате сначала идут довольно схематичные описания историй авиационных фирм, без изюминки и просто качественное описание дат и событий, затем конструкций. Конструкции отдельно, фирмы отдельно. В качестве справочника ценно, в качестве чтива, позволяющего узнать больше о какой-то внутренней кухне и путях развития авиапрома - не очень.
Это лично мне было читать мучительно. Наверно потому, что первая мировая всё же не моё, во-вторых автора очень интересует специфическая тема авиационного вооружения (и у него есть отдельная книга в этой серии по теме английского авиационного вооружения), в общем по мне так сухо, довольно витиевато, в результате у меня мысль всё время улетала, пока читал и осталось какое-то странное ощущения: прочитал, а не вынес ничего. Но это проблема моего мозга, а не книги. По теме Сопвича конечно книга безусловно прекрасна для тех, кому это близко и интересно ковыряться в деталях деревянных конструкций
Очень даже неплохо. У автора есть ещё первый том (лежит у меня в Москве пока и не читан) - по периоду до 45 года. Огромный пласт архивных цифр, весьма информативно и познавательно. У меня есть ощущение, что в авиационной тематике автор слаб и здесь скорее анализ человека, больше погруженного в вопросы экономики, чем авиации как таковой. Так что тут нет ни взаимоотношений, ни глубокого анализа «почему», но зато отличное описание «как в итоге». Безусловно это некая первичка с не очень глубоким анализом, но первичка интереснейшая и весьма познавательная.
Ну и то, что на мой взгляд просто шлак и типичный графоманский продукт от очередного знатока широкого профиля. Я думаю, одну из его бесчётных книг каждый на полке имеет, так что просто пишу чтоб ещё раз сказать: из-за таких вот писателей наша авиационно-историческая наука столько лет и была в загоне. Копипастить из пустого в порожнее и обеспечивать себе доходы написанием абсолютно пресных и не несущих нового книг - ну с одной стороны может и не бесполезно, но сколько при этом глупого пафоса - я валялся от фраз типа «я направил запрос экспертам Air-Britain и они мне сообщили, что было выпущено около 10 тысяч Дс-3, из которых сколько-то там находятся в эксплуатации» просто пошло. Экспертом по Дугласу была Грэдидж. Она умерла. Всё, что она знала - она описала в двух книгах про Дс-3 и его варианты. Там же есть и регистры, достаточно купить книгу (ну раз уж пишешь про самолёт), ну или в библиотеку мотануться, не запрашивать непойми кого чтоб за тебя это сделали. Или уж хоть не преподносить это как заслугу и большую проделанную работу.