Были еще какие-то разговоры ставить некоторые кресла спинкой к носу. Типа удобнее.
Удобнее с точки зрения пообщаться? Было популярно в довоенные времена на дальнемагистральных, но там вообще быт на борту был организован по типу железнодорожного купе, что не удивительено: первые трансатлантические рейсы "Пан Ам" занимали больше суток. А уж британские самолёты от Лондона до Сиднея летели вовсе до 10 дней, по-моему.
Потом у англичан была идея, что так безопаснее (что правда), и на каких-то типах (точно не скажу, их у них было много тогда) до половины салона сидело спиной вперёд.
В наше время бизнес-класс у United включает места и лицом, и спиной вперёд. Причём они разделены, то есть не "лицом к лицу", а именно просто спиной вперёд.
В British Airways ставили часть кресел в бизнесе спиной вперёд для повышения плотности рассадки.
Туполев очень любил это решение, и на Ту-104, Ту-124 и Ту-134 первые ряды стояли лицом к лицу. Видимо, он думал, что будут летать большие компании и им обязательно надо будет пообщаться.
В западных лайнерах в это же время просто делали лаундж-зоны ("гостиные") с небольшими диванами, креслами и столами, где пассажиры могли поиграть в карты, например.
На "Стратокрузере" был бар на нижней палубе, на всех остальных место в хвосте (на винтовых) или в носу (это на реактивных обычно). На 747 для этого идеально подошёл "горб".
Причём лаунджи были не только для первого класса, но и для туристского.
Кстати, в дизайн-проекте Ил-86 был бар для пассажиров первого класса. Насколько помню, на на нижней палубе.
в вышеупомянутом 114 и некоторых 154, вроде как, но вообще сэкономить место таки образом тяжело
Место, конечно, надо больше, и ущерб комфорту практически неизбежен.
Ту-154 таких не помню, вот на Ту-134 часто встречал.
Ну Ту-114 в силу его двойного назначения до смены салонов примерно в 1971-1972 году компоновка предусматривала использование второго салона в качестве ресторана (или столовой, это ближе к сути, но не так красиво звучит)), поэтому в этом салоне были диваны со столами между ними.
Самые неудобные места: ни откинуться, ни ноги протянуть, да ещё всё это в зоне винтов... Тем не менее на airwar.ru до сих пор написано, что это салон первого класса, что абсолютно не имеет отношения к реальности и даже ей противоречит. В версии для JAL кресла первого класса стояли в хвостовом салоне и ещё два ряда впереди у кабины, но по-моему, там был салон для отдыха экипажа.
В купе на Ту-114, конечно, диваны стояли лицом к лицу, но купе вообще-то задумывались трёхместными, по числу спальных мест. И на международных рейсах туда и продавали по три билета первого класса. Однако на внутренних линиях в купе тоже сажали по шесть человек. Билеты туда продавали в последнюю очередь, и именно потому, что это были, наверное, самые неудобные места при дальних перелётах.
Сейчас идея посадки лицом к лицу, чтобы было можно пообщаться, тоже есть в некоторых вариантах бизнес-класса (например, у Qatar в новом бизнес-классе можно несколько кресел-кают объединить в одну четырёхместную), а уж в первом обязательно предусматривают "гостевое" место, чтобы можно было, например, поужинать вдвоём.
Ну и лаунджи тоже встречаются, на тех же А380 практически у всех авиакомпаний есть бар.
P.S. Похоже, обсуждение компоновок салонов вполне заслуживает отдельной темы ))