тема везде одна и та же - строить России свои самолеты или забить на все и летать на перспективных А и Б
Вы вот отмечали свой 31-летний стаж работы в ГА, в ведущих компаниях. Вот кому как не Вам знать, что самолет - это только часть системы. Но если рассматривать отдельно его, то этапы большого пути - разработать, построить, эксплуатировать, утилизировать. В современном мире "презренного металла" между "разработать" и "построить" добавляется "продать", а перед "утилизировать" - "получить прибыль". Если под национальной идеей подразумевается игнорирование добавок из предыдущего предложения, это не значит что их, в той или иной форме, не будет.
Что мы имеем а ГА сейчас? Абсолютно провальный с точки зрения проектного управления SSJ, но с реально летающими самолетами, проданными в относительно немалых количествах. Работающее совместное производство двигателей для него. Компетенции в интеграции столь сложного, в том числе и в финансовом плане, проекта. Имеем и свой, почти что готовый двигатель, разработанный с учетом опыта сотрудничества с американцами. Имеем опыт участия в качестве разработчика в серьезных международных проектах. На сносях и вполне приличный, по заявлениям разработчика, среднемагистральник. Этого мало для гордости?
Вы пишете "стоим на краю пропасти"... В чем она заключается? В том, что теперь для нас закрыто большинство емких международных рынков? Так не на краю, а уже там, в пропасти. Поэтому МС-21 не будет продан в количестве, даже близко сравнимом с А или Б за тот же период.
И еще, про "строить или забить". Раз уж так получается, что строить (чтобы потом продавать) пока не можем, а забить не хотим - может быть есть третий путь? Для начала, ну не знаю, хотя-бы станем лучшими в мире в производстве кейтеринговых тележек для самолетов? А что, товар не стратегический, но нужен почти каждой авиакомпании мира. Или вот сколько вбили в производство светодиодного всего - тот же "Оптоган" отгрохали. И где, простите, лучшие в мире светодиодные фары? Понятно, что сертификация и прочее. Но как раз в этом и заключается работа правительства... чтобы тем-же А и Б нечего было сказать против, коли налицо соответствие изделий требованиям и стандартам при лучшем качестве и цене. Но это сложнее чем влить бабло (из бюджета, т.е. условно народное) в производство чего-то, на что заказов нет. И это не значит что на сами самолеты надо забить. Просто самолет надо собирать из того, что вызывает доверие у потенциальных заказчиков. А самолет, собранный из патриотизма... как проект - не взлетит.