Частники - в космос!

Следом за конкурентами из Firefly, Relativity Space провели первые испытания своего двигателя Aeon R, предназначенного для первой ступени Terran R. Топливная пара здесь стандартная для современных проектов (метан + кислород), а вот форма сопла вызывает подозрения, что это какой-то не окончательный вариант двигателя – для использования на первой ступени, его обычно делают чуть подлиннее :unsure:
Следом за коротким включением, Relativity прожгли двигатель Aeon R на полную длительность работы первой ступени (143 с), правда на мощности 70% от номинальной. Выглядит как стабильная работа двигателя:




Stoke Space (это те парни с проектом мини-старшипа на водороде с аэроспайк-подобной первой ступенью) начали эту самую первую ступень собирать.
Оказывается, это не летный экземпляр, а укороченная версия бака для установки на первую ступень. Так как версия – укороченная, то до стартовой площадки она никогда не доберется, а предназначена она для наземных испытаний. Собственно, к ним уже приступили.

Учась на примере почивших в бозе конкурентов, Firefly Aerospace понимает, что для успеха на рынке легких ракет нынче мало достигать орбиты – надо стартовать часто и много. Поэтому свою следующую миссию (№4) они собираются запустить до конца 2023 года. Ракета Firefly Alpha уже стоит на стартовом столе SLC-2W в Ванденберге... проверка систем и подготовка к запуску займет еще несколько недель.

А вот и сведения о полезной нагрузке – это небольшой аппарат от Lockheed Martin, построенный в рамках внутреннего проекта компании по разработке плоскопанельной электронно-управляемой антенны (electronically steerable antenna, ESA).
Судя по выпущенным NOTAM'ам, старт данной миссии ожидается на предстоящей неделе: 20 или 21 декабря. Запуск планируется выполнить в западном направлении, с выходом на ретроградную орбиту с наклонением 159 град. (лететь в обычном, восточном, направлении – не вариант из-за ограничений по углам наклонения с Ванденберга: все ракеты оттуда должны стартовать в сторону океана).

20231217-notam.jpg

Источник
 
Реклама
Запуск планируется выполнить в западном направлении, с выходом на ретроградную орбиту с наклонением 159 град. (лететь в обычном, восточном, направлении – не вариант из-за ограничений по углам наклонения с Ванденберга: все ракеты оттуда должны стартовать в сторону океана).
Я извиняюсь, а Starlink оттуда стартует? Как?
 
Firefly должны стартовать с Ванденберга со спутником от Локхида через полчаса (см. посты выше).
:confused:

Ну что ж... стартовать-то они стартовали. Первая ступень ракеты Firefly Alpha отработала нормально, первое включение второй также прошло корректно, в результате чего спутник оказался на опорной эллиптической низкой околоземной орбите. На этом трансляция завершилась, как и было задумано, а о результатах второго (короткого) включения второй ступени, которое должно было произойти через 50-с-чем-то минут после запуска, обещали сообщить в социальных сетях компании.

И все, больше никаких новостей до сих пор так и нет. НОРАД сообщает о наличии двух объектов (спутник и вторая ступень ракеты?) на орбите с параметрами 215 x 523 км x 140,0 град., что недвусмысленно намекает на то, что повторного включения второй ступени ракеты не было. Печалька. В итоге имеем только 1 полностью успешный запуск Firefly Alpha из 4-х проведенных (за номером 3).

20231223-flight4.jpeg

Фото: lunayaa @ X

Комментарий Джонатана Макдауэлла: «Вся суть экспериментального спутника Tantrum заключается в том, что он способен привести антенну в рабочее состояние за гораздо более короткое время, чем другие аппараты – и если у него будет всего несколько недель на орбите, они все равно смогут продемонстрировать это. Однако более высокие крутящие моменты, связанные с сопротивлением атмосферы в перигее, могут быть проблемой для поддержания ориентации аппарата – и тут уже все зависит от того, какой запас надежности заложен в систему ориентации и общую конструкцию спутника».

Перспективы продолжения миссии должны стать яснее, когда появятся хоть какие-нибудь официальные сообщения.
 
Перспективы продолжения миссии должны стать яснее, когда появятся хоть какие-нибудь официальные сообщения.
Появилось сообщение от Firefly: повторное включение второй ступени имело место, но оно было недостаточным.
Спутник жив, связь с ним установлена; Локхид уже работает с полезной нагрузкой.
Если успеют провести хотя бы часть экспериментов с антенной, то запуск можно будет записать в «частично успешные».
 
Разные судьбы производителей буксиров для кубосатов...

1. Momentus Space (американская компания, основанная Михаилом Кокоричем) испытывает критическую нехватку средств, из-за чего была вынуждена отказаться от запуска буксира Vigoride-7 на сборной миссии Transporter-10 в ближайшем марте. Миссия перенесена на неопределенный срок. Основная технология Momentus Space – микроволновый электротермический двигатель, предназначенный для коррекции орбит малых космических аппаратов, использующую нагретую воду в качестве рабочего тела.


2. В свою очередь, итальянская D-Orbit, поставляющая буксиры ION (уже выполнившая 13 миссий по развозу кубосатов, в основном, в сборных миссиях на Falcon 9), привлекла инвестиций на $110 млн.

 
Соскучились по бабахам? В Sierra Space провели прочностные испытания надувного модуля, разрабатываемой для частной орбитальной станции. Сообщается, что требуемый НАСА запас по прочности был превышен на 27%.

 
Соскучились по бабахам? В Sierra Space провели прочностные испытания надувного модуля, разрабатываемой для частной орбитальной станции. Сообщается, что требуемый НАСА запас по прочности был превышен на 27%.


А метеоритом на скорости 75 км в секунду пуляли по этой кубышке?

И зачем заблюрили мониторы с показаниями датчиков?
 
Последнее редактирование:
Соскучились по бабахам? В Sierra Space провели прочностные испытания надувного модуля, разрабатываемой для частной орбитальной станции. Сообщается, что требуемый НАСА запас по прочности был превышен на 27%.


Запланированый бабах - нещитово! 👎 :birthday:
 
Реклама
«Вся суть экспериментального спутника Tantrum заключается в том, что он способен привести антенну в рабочее состояние за гораздо более короткое время, чем другие аппараты – и если у него будет всего несколько недель на орбите, они все равно смогут продемонстрировать это. Однако более высокие крутящие моменты, связанные с сопротивлением атмосферы в перигее, могут быть проблемой для поддержания ориентации аппарата – и тут уже все зависит от того, какой запас надежности заложен в систему ориентации и общую конструкцию спутника».

Перспективы продолжения миссии должны стать яснее, когда появятся хоть какие-нибудь официальные сообщения.
Локхид доложил об успешно проведенном испытании антенны на спутнике Tantrum. Таким образом, запуск можно записывать в «частично успешные» – несмотря на орбиту ниже расчетной, основная миссия космического аппарата была выполнена. Tantrum войдет в атмосферу где-то через месяц.


Следующий запуск Firefly, однако, ожидается не раньше июня.
 
Космический самолет Dream Chaser компании Sierra Space прошел первые испытания на вибрационной установке НАСА, имитирующей условия во время запуска и входа в атмосферу. Ожидается, что первый полет состоится в 2024 году на МКС, а в качестве ракеты-носителя будет использована Vulcan Centaur, первый успешный запуск которой состоялся 8 января этого года.
Если уже испытывают весь корабль в сборе, если обещают запуск в текущем году.... Значит, дело движется.
В отличие от Crew Dragon от SpaceX Dream Chaser теоретически может приземлиться на взлетно-посадочной полосе в любой точке мира, и эта функция позиционируется как преимущество для тех, кто воспользуется услугами Sierra Space.
И можно ожидать, что начнут возить не только туристов по кругу, но и пассажиров из Америки в Австралию, например.
 
Последнее редактирование:
Dream Chaser в его нынешнем виде – чисто грузовой корабль, для выполнения пилотируемых миссий он потребует серьезной модернизации. Теплозащита а-ля «шаттл» означает многомесячное обслуживание между полетами. Преимущество Дрим Чейзера – в том, что он должен позволить возвращать на Землю грузы с МКС с минимальными перегрузками, что важно для некоторых научных экспериментов, к примеру.
 
Dream Chaser в его нынешнем виде – чисто грузовой корабль, для выполнения пилотируемых миссий он потребует серьезной модернизации. Теплозащита а-ля «шаттл» означает многомесячное обслуживание между полетами. Преимущество Дрим Чейзера – в том, что он должен позволить возвращать на Землю грузы с МКС с минимальными перегрузками, что важно для некоторых научных экспериментов, к примеру.
А сколько они обещают на max Q?
 
А сколько они обещают на max Q?
А причем тут max Q? Там же вовсе не пиковые перегрузки при старте в этот момент.
Обычно после max Q они только нарастают: в более разреженной атмосфере двигатели выдают большее ускорение.
 
Dream Chaser в его нынешнем виде – чисто грузовой корабль, для выполнения пилотируемых миссий он потребует серьезной модернизации. Теплозащита а-ля «шаттл» означает многомесячное обслуживание между полетами. Преимущество Дрим Чейзера – в том, что он должен позволить возвращать на Землю грузы с МКС с минимальными перегрузками, что важно для некоторых научных экспериментов, к примеру.
Так и есть. Начинают с грузовиков, обкатают конструкцию и технологии, потом делают пилотируемый корабль. Процесс пошел, и останавливаться вряд ли будет. Не удивлюсь, если когда-нибудь будут пассажиров возить.
 
А причем тут max Q? Там же вовсе не пиковые перегрузки при старте в этот момент.
Обычно после max Q они только нарастают: в более разреженной атмосфере двигатели выдают большее ускорение.
Имел в виду посадочный, когда он пузом тормозит.
 
Реклама
Имел в виду посадочный, когда он пузом тормозит.
На посадке обещали не более 1,5g :D Примерно как было на Шаттлах.

Blue Origin, наконец, ввели в строй свой стенд для испытаний двигателей BE-4 в Хантсвилле.
Он размещен на площадке 4670, известной так же как S-IC Test Stand: в 1960-е гг. здесь испытывали первые ступени ракет «Сатурн-5».

 
Назад