Возможно, нет платежеспособного спроса на такое жильё? Или проблемы с земельными участками под застройку. Например, там где свободная земля, квартиры не нужны. Какие тут могут быть парадоксы, тут какая-то конкретная причина или причины.
Спрос создается политикой коммерческих банков, а они не заинтересованы в умеренных ценах, так как сами являются финансистами девелоперов. Замкнутый круг.
Участки, нужно сначала провести все инженерные и дорожные сети, и, если не хватает каких-то мощностей, то создать их, например как это происходит у финнов, всё это за счёт муниципалитетов. А потом уже муниципалитетам их продавать, полностью подготовленные, со всеми разрешениями. Чтобы конкретный частный девелопер быстро купил свой участок в проекте. Причём купил не очень дорого, по цене создания этих сетей, плюс небольшая премия, так как по уму всё это не про разово навариться на земле городу, а про привлечение в него работников, и долговременные налоговые поступления от них. Перед этим девелоперу нужно согласовать у города проект застройки, и тот должен сделать это также быстро. За городом при этом остаётся общий план проекта, и района.
Или, как бывает у финнов, можно вообще сдавать землю в долгосрочную аренду, будущим жильцам, не продавая её девелоперу, и не накручивая на это его интерес. Но это, однако, требует высоко коллективистского мышления.
В общем, нужно сделать всё, чтобы частный девелопер не имел высоких затрат денег и времени, быстро нанял стройподрядчика, и тот быстро вышел строить, желательно по самой быстрой и незатратной в этом климате технологии, всепогодной, сборно-монолитной крупнопанельной. Она именно поэтому доминирующая в холодной Скандинавии. Если таких девелоперов будет много, то и желаемая ими премия за своё посредничество будет небольшой, за счёт почти одинакового продукта, и необходимости всем им быстро продать. Будут невысокими и цены жилья, и не нужно будет растягивать кредит на 30 лет.
Заказчиком могут быть и не набор частных девелоперов, а муниципалитеты, с субсидированием части стоимости строительства для людей с самыми низкими доходами. Как в Швеции в своё время, с их
Miljonprogrammet, программой постройки в 65-74 годах миллиона новых жилищ разного типа, от частных домов до многоквартирных, для всех категорий по доходам. Для 9-миллионой страны она дала уход от ветхого жилья в короткие сроки, с резким повышением социальных стандартов. С итоговыми 0.65 миллиона новых жилищ в чистую построенное тогда важная часть жилого фонда страны, до сих пор. Причём без перенапряжения, взяли и сделали.
В пределе и строительством бы мог заниматься сам город, в виде муниципальной стройкомпании, как было в Западной Германии до определённого времени, GeWoBa, в крупных городах. Правда, это больше справедливо для арендной модели, распространенной там, когда муниципальная компания и эксплуатирует дома, и сдаёт квартиры в них в аренду.
Вместо это в странах Балтии выбран самый затратный для обывателя способ, с покупкой частным девелопером земли у частного продавца-спекулянта, в собственность, купившего его в своё время с этой целью у города, с долгим её простаиванием, в попытке получить за неё максимальную цену. Потом долгим простаиванием уже у девелопера, пока он получит от города все нужные разрешения. Всё это время оба начисляют на неё свой интерес, как на денежную инвестицию. Часто это все занимает в сумме по десять лет, даже при строительстве на старосоветских сетях, исключая создание новых. С новыми, ещё дольше. На этом фоне удлинение сроков самого строительства домов, производимого по кирпичной и блочной технологии, проблематичное в холода, которые там почти полгода, уже не так и критично. Поэтому и низок там спрос на продукцию заводов сборного железобетона, в нормальных условиях самого выгодного.
Наиболее влияет на итог то, что цены жилья формируются не структурой строительных затрат, а кредитующими покупку его в собственность банками, их политикой рисков, и стоимостью для них денег. В периоды когда деньги для них дёшевы, они готовы занижать величину первого платежа, и закрывать глаза на пропорцию ежемесячной выплаты к доходам заёмщика, и выдавать за счёт этого много кредитов, что раздувает цены жилья, ведь физическое предложение от девелоперов не может вырасти так быстро, как спрос. Потом, видя перегрев, под каким-то предлогом, либо потому что деньги для них самих стали дороги, они сворачивают эту политику, ужесточая условия выдачи. В итоге цены жилья раздуты раз, а одобренный ими новый спрос на него начинает сжиматься два.
У тех девелоперов, кто хотел строить много, и продавать дешевле, идёт большое затоваривание. Хотя по факту много почти никто там и не строит, боятся, уже обожглись так в 2007-2011-м. Поэтому проекты бутиковые, точечные, то есть более дорогие по структуре затрат, и по желаемой доходности. И ни банки не хотят снижения цен с этого раздутого уровня, так как им придётся при этом обесценивать то что уже ими прокредитовано, по этим спекулятивным ценам, и уже висит у них на балансах, ни девелоперы, так как они уже заложили повышенную доходность в свои планы, и уже оплатили новые участки земельным спекулянтам по повышенным ценам. Да и крупные девелоперы всегда состоят в союзе с теми же банками, кредитующими их, и не будут устраивать ценовую конкуренцию в ущерб тем.
В итоге они вместе скорее согласны сжимать новое строительство, и сидят и ждут, пока работодатели в стране повысят доходы заёмщиков так, чтобы те снова начали влезать в банковские рисковые требования, по сохраняющимся высокими ценам. Если эти доходы вырастут быстрее планов, в силу позитивного развития, и/или банки снова пролоббируют для себя дешёвые централизованные деньги, то будет новый виток роста цен жилья. Ведь предложение снова не успеет за спросом, так как закладывать и строить девелоперы стали физически меньше.
В общем, кривоватая система, работающая только на интересы части общества, у которой нет нужной гибкости, чтобы балансировать потребность и производство. Но в рамках подхода "выплывут только сильные", она работает.
Нужно завязывать с этой темой, так мы совсем уйдём в сторону.