Я тут недавно покатал 2-ку Актив Турер от БМВ.
Мотор 3-цилиндровый дизель объёмом 1,5 литра, 116 л.с. и 270 Нм. КПП механическая 6-ступенчатая. Кузов обычный стальной, машина без водителя весит ~1,370 кг.
Несмотря на то что это три цилиндра и дизель, заметных вибраций нет, и тарахтения тоже. Звучит как бензин, крутится до 5,400 оборотов. В городе вполне себе едет. На трассе при 90-100 км/ч на 6-й передаче конечно разгоняться не хочет вообще, и на 5-й не особенно хочет, только на 4-й разгон удовлетворительный.
Зато, если держать 90 км/ч, размеренное движение, установившийся расход 3,4 л./100 км. Два человека в салоне, работает клима.
Если ехать 100 км/ч с обгонами, установившийся расход 3,9 л./100 км. Обороты на этой скорости в районе 1,800, тихо.
Не очень загруженный город, установившийся расход до 5 л./100 км.
То есть, автопроизводители упёрлись и обеспечили средний расход для вообще-то не маленькой машины с ДВС (мидель А = 2,40 вместо 2,00 у машин 90-х) вмещающей с комфортом четверых рослых взрослых, в районе 4,5 л./100 км (46 кВт-ч/100 км). По-моему, это маленькое чудо.
В основном благодаря применению дизеля, и совершенствованию технологий дозации топлива, это впрыск под высоким давлением в цилиндр вместо коллекторного/предкамерного. А также снижению внутреннего трения и общих мехпотерь в двигателе, за счёт снижения количества цилиндров. Также благодаря проработке аэродинамики кузова (Cd = 0,26 вместо 0,30-0,35 у машин 90-х).
И ещё ряду довольно простых но эффективных мер: применению покрышек со сниженным сопротивлением качению, подбору передаточных чисел в КПП, максимально снижающему обороты двигателя на скорости 90-100 км/ч, электромеханическому усилителю руля не требующему энергии в нулевом положении, и старт-стоп системе, убирающей расход топлива при остановке.
Произошло это потому, что европейские законодатели путём выставления всё более жёстких рамок по выбросам последовательно заставляли производителей выпускать всё более эффективные авто. Результат: снижение среднего расхода топлива практически в два раза к автомобилю родом из 90-х, при росте массы и вместимости машин.
Сейчас, когда дизельная ДВС технология упёрлась в предел эффективности, и каждое приращение обходится слишком дорого, законодатели стран ЕС стимулируют производителей не медлить и переходить на ещё более энергоэффективный электропривод.
Ведь даже такая экономичная дизельная машина как описанная выше выбрасывает в среднем 99 г/км. Уже определено, что с 2020-го в ЕС будет обязательна норма выбросов в 95 г/км, причём в среднем по модельной гамме, включая более тяжёлые машины. Для выхода на эту цифру нужно чтобы в среднем по гамме расход был равен 4,2 л./100 км (43 кВт-ч/100 км).
С 2024-го производителям в Европе чтобы продавать там авто нужно будет уложится уже в 75 г/км, что потребует среднего расхода в 3,3 л./100 км (34 кВт-ч/100 км). Это не оставляет автопроизводителям иных вариантов, кроме перехода на электро, и на гибриды как промежуточную технологию.