http://www.zhukvesti.ru/articles/detail/39108/
Выживаемость НИИАО проверится проектом Ил-114
НИИ авиационного оборудования может прекратить свое существования в недалеком будущем
сегодня, 19:54
Текст:
Юрий Пономарев
Второй старт программы по самолету Ил-114
В мае нынешнего года руководством ОАК после обсуждения этого вопроса в правительстве было принято решение об организации серийного производства самолетов Ил-114М. Как заявлено руководством ОАК, серийное производство усовершенствованного Ил-114 предпринимается с целью обеспечения внутреннего рынка авиаперевозок современными воздушными судами в классе пассажирских самолетов с количеством мест до 52-64. В качестве предприятия - финишника выбран Нижегородский авиазавод «Сокол», который входит в состав АО «РСК «МиГ».
По сообщению пресс-службы ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)», в начале прошедшего августа президент корпорации Юрий Слюсарь сказал, что «работы по Ил-114 находятся в графике, который был представлен президенту Владимиру Путину». Юрий Борисович заявил, что «работа по подготовке серийного производства развернута, идет процесс оцифровки проектной документации, просчитываются варианты использования задела, сделанного на Ташкентском авиазаводе. Это позволит приблизить срок первого вылета самолета. В целом изготовление Ил-114 с учетом кооперации, более чем на 40%, по нашим расчетам, может быть локализовано в Нижнем Новгороде и на предприятиях Поволжского федерального округа. Это такие предприятия, как «Авиастар-СП», «Гидромаш», «Полет», «Теплообменник» и др.».
Минпромторговли совместно с Минфином проработали вопрос финансирования проекта Ил-114. В 2016 г. на программу предусмотрено выделение 2,3 млрд руб. В начале 2016 г. было официально заявлено, что в текущем году на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в рамках программы по региональному самолету Ил-114 выделяется 1,25 млрд руб, не запланированных ранее.
Однако пока ряд предприятий авиапромышленности не получило денег на проведение НИОКР по модернизированному самолету Ил-114М. В частности, руководством НИИ авиационного оборудования (НИИАО) подготовлен договор на разработку пилотажно-навигационного комплекса ЦПНК-114М2, но до сих пор он не заключен с компанией «Ильюшин».
Заключение НИИАО договора с «Ильюшиным» и проведение всех работ в полном объеме позволит Институту выжить в сложных экономических условиях сокращения ассигнований для авиапромышленности.
Реалии НИИАО
Но можно предположить и развитие событий по другому сценарию с учетом того, что ранее одной из главных тем в НИИАО были работы по созданию интегрированного комплекса бортового оборудования на основе модульной авионики (ИКБО ИМА). В НИИАО был создан стенд для отработки ИКБО ИМА, который планируется установить на перспективный российский ближнее-среднемагистральный авиалайнер МС-21, причем в рамках программы, реализуемой целым рядом предприятий, входящих в концерн КРЭТ. Однако не так давно руководство концерна КРЭТ (генеральный директор Николай Колесов) решило сосредоточить работы по ИКБО ИМА в Раменском приборостроительном КБ (РПКБ). Для успешного осуществления этих работ в РПКБ были переведены ведущие специалисты НИИАО по тематике ИКБО ИМА.
Стоит сказать, что в 2013 г. руководством КРЭТ, которым с момента создания концерна руководит Н.Колесов, была поставлена задача, чтобы в НИИАО стояли комплексные стенды для отработки бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) всех создаваемых отечественных гражданских и военно-транспортных самолетов. Также в НИИАО планировалось разместить комплексные стенды по вертолетной тематике.
Руководство концерна КРЭТ обращалось в Минпромторговли с предложением, чтобы НИИАО определили главным отраслевым НИИ по бортовому оборудованию. В Жуковском планировалось создать Центр приборостроения Концерна (ЦПК). Намечалось, что процесс создания ЦПК пройдет в два этапа в течение двух лет и что новый Центр будет функционировать в рамках Национального центра авиастроения (НЦА).
В свете недавних изменений в НИИАО, где в нынешнем году произошло еще одно сокращение кадров, можно попробовать предположить, что, как только пойдут реальные деньги по машине Ил-114 по мере реализации программы, все работы по ЦПНК-114М2 будут переведены вместе с ведущими специалистами по этой теме из НИИАО в РПКБ, которым сейчас руководит Даниил Бренерман (зятя Николая Колесова). Именно с приходом в июне 2015 г. Даниила Бренермана (1982 г.р.) на должность генерального директора РПКБ связывают резкое изменение вектора развития для НИИАО (генеральный директор - генеральный конструктор Александр Воробьев (1957 г.р.).
Для НИИАО останется тогда не много вариантов, чтобы выжить. При такой тенденции из Института может «уйти» и тематика по легкому военно-транспортному самолету Ил-112В. Можно попробовать предположить, что руководство КРЭТ уже не заинтересовано в сохранении НИИАО.