Ил-86. Истории

И все эти банки без ключа на каждом рейсе открывали бортпроводники?
Это были банки из толстой консервной жести. Как сейчас тушёнка или рыба. Не из тонкого алюминия, как сейчас. Если банка была без ключа, то по запросу приносили открывашку для консервов. После пробития можно было пить сок ртом через дырочку. Соломинки тогда были в диковину. Чаще всего пассажиры забирали такой сок с собой в качестве сувенира. Как-то так =)




 
Нет. Вы же видели на фото. Чашка для холодных напитков была без ручки и произвольного цвета (на фото справа): коричневая, прозрачная, дымчатая, голубая и т.п. Для чая/кофе (слева) коричневая и с ручкой.

 
Сейчас бы явно не разрешили приносить открывашку и открывать банку пассажирам самостоятельно, да даже вообще жестяные банки бы не разрешили.
 
Эт даа =))

Но и приборы были у пассажиров металлические тогда =)
 
Во времена СССР складной перочинный ножик с открывашкой консервов и штопором разрешался к провозу воздушным транспортом. В моей сумке такой "дежурный" ножик лежал нетронутым много лет, и я уже забыл о его существовании. В аэропорту Франкфурта на досмотре спросили: -knife? Я отвечаю: -no. Когда досмотрщик извлёк из недр моей сумки этот ножик, было очень стыдно: забытый предмет, в советских аэропортах никому до него дела не было.
 
К чему мне фото? Я летаю с начала 1970-х и по своему опыту прекрасно знаю, чем кормили и как сервировали стол в самолётах советского "Аэрофлота". Не было никакого разделения по функциям для прозрачных и коричневых чашек. Воду и лимонад сплошь и рядом наливали в коричневые кружки с ручкой.
 
Я как то видел уже в середине 90-х их в обычном провинциальном промтоварном магазине....Запасы что ли какие то распродавали? Но там она зелёная была, но этой же формы. Ещё серенькие были, так то )
И все эти банки без ключа на каждом рейсе открывали бортпроводники?
Нет. Не всем открывали. Поэтому то у меня и сохранилась такая дома до сих пор, потому что на борту не смогли открыть ))
 
Насколько помню, гамма у них была в основном коричневая, зелёная, серая и редко кремовая. И наливали в них и горячие напитки и прохнапы без какой либо цветовой привязки. Часто бывало что на одном подносе вообще стояли чашки разного цвета, зелёные и коричневые одновременно.
 
Последнее редактирование:
Тут на 8-й минуте тоже о польском вкладе в создание Ил-86 )
Хорошие ролики, спасибо.
Приятное было время, люди работали, летали на своих хороших самолетах.
В последнем ролике диктор попутно приводит правильно разные цифры.

Но его слова про скорость 900-950 и высоту 12000 метров заставили полезть в РЛЭ Ил-86 и освежить в памяти.
Про скорости тоже помню, гоняли Ил-86 900 км/ч. Крейсерская скорость еще выше, но она не экономичная. Но против сильного встречного ветра или задержке рейса поднажать не грех. У Ил-86 интересный нюанс, максимальная скорость при автоматическом управлении разрешалась до М=0.85, это примерно до 950 км/ч. А при ручном управлении разрешается до 0,88М. Улыбнулся, представив, как пилоты отключают автоматику и шпарят в штурвальном режиме под тысячу км/ч. Что-то в этом есть спортивно-романтическое, ух, с душой прокачу! Не подумайте неправильно, самолет у меня вызывает искреннее уважение. На моем любимом Ту-134 ограничения по скорости были скромнее, М=0,82 и Vпр= 600км/ч. Мне это сравнение говорит о хорошей аэродинамике Ил-86 и прочности самолета.



А максимальные высоты ограничены по полетной массе и температуре воздуха, но не 12000 метров:



Обычные эшелоны у Ил-86 я помню, были как и у нашего Ту-134, 9100 - 9600 - 10100. Хотя у Ту-134 разрешается без ограничений 10600 и с ограничениями по массе до 12100, но это имеет смысл при полетах более двух-трех часов.
Вот я тогда и шутил, штурман Ту-134, что правильно мужики делают, незачем им и пассажирам сухой воздух и повышенная радиация.
Наверное, я не сильно ошибусь, если назову средний возраст экипажей у Ил-86 около 45 - 55 лет, а КВС чаще и поболее.
Вспомнился один эпизод, летел я пассажиром в Ульяновск, еще молодой штурман, на переучивание на Ту-134. И со мной летел второй пилот Ту-154. Он немного покряхтел, что ему уже 55, а его отправляют переучиваться на Ил-86. Но я ему тогда не посочувствовал, а пожал плечами и про себя немного позавидовал, и пожелал удачи.
 
Подскажите, знающие люди, а Ил-86 летал с каким экипажем - 3 или 4 человека? Помню, в фильме "Экипаж" штурман Ту-154 жалуется товарищам, дескать, "мы, штурманы, вымирающая профессия, вот на Ил-86 штурмана вообще нет, не предусмотрен."
 
Да, а фильм 1979 года. Штурманы - исчезающий вид, но живучи оказались
В РЛЭ Ил-86 есть такой коротенький пункт:


Но точно знаю, что штурманы на Ил-86 летали. Возможно, не всегда и везде? Не знаю.
Хорошая была струя у штурманов, некоторым доводилось и в тридцать с небольшим лет летать штурманами Ил-62 и Ил-86.

В 80-90-х годах была тенденция сокращать штурманов с Ту-134, Ту-154. Но не очень-то это понравилось экипажам.
Сам из штурманской братии, летал и на трехчленном Ту-134Б. Емнип, у нас на Ту-134Б всего шесть экипажей из 82 были допущены к полетам без штурмана и летали они по одним и тем же трем маршрутам. Большинство Ту-134 летали со штурманами.

А уж на Ил-86 пассажиров как четыре Ту-134, какой смысл экономить на штурмане? Разгружает экипаж и повышает безопасность полетов, имхо.

Кресла штурмана и бортинженера, насколько знаю, можно было перемещать по направляющим рельсам:
 
Не всегда и не везде, конечно, но штурманы на Ил-86 точно летали. У уральцев например, точно были ( опять же не всегда и не везде?) . Ну и тут вспомнилось, обсуждение на форуме какого то древнего инцидента, где был скандал с Ил-86, где они без штурмана залетели куда то не туда ( то ли сели не на ту ВПП, чуть ли не в зарубежном аэропорту? ) . Детали инцидента не помню уже, но суть такая была. И потом вроде после этого обязали выполнять полёты со штурманом. И там ещё кажется нюанс был, что на иностранные рейсы заставили брать штурманов.
 
Последнее редактирование:
У уральцев например, точно были ( опять же не всегда и не везде?)
Думаю, что на большинстве рейсов штурманы были. Знаю, что и в Новосибирске были. В Домодедово у меня однокашник в начале 90-х летал, тридцатилетний штурман, на Ил-62. В середине 90-х на Ил-96. Сейчас КВС 777 в Азуре. Всю жизнь - дальнобойщик)
Думаю, что в основном на Ил-86 штурманы летали. И правильно. Кто летал в многочленном экипаже, тому об этом рассказывать не нужно.
Это сейчас мозги штурмана и бортинженера перекочевали в компьютеры. Но нагрузка на пилотов от этого меньше в два раза не стала.
 
Я где-то читал, что в первые годы летали без штурмана. Но потом начались проблемы с навигацией и штурмана вернули. Все-таки электроника тогда была достаточно примитивная.

А бортпроводников по штату вроде бы полагалось двенадцать человек.
 
Вот рассказ штурмана Ил-86 "Сибири". Текст 2011 года.

 
Собрал в кучу все факты по полетам Ил-86 в Кемерово: