Исторические снимки из космоса

Обновление.
В пост аэропорта Куйбышева Курумоч добавил снимки высокого разрешения от 24-01-1972 (с Ан-10 на перроне) и от 27-08-1979.
Еще раз спасибо огромное пользователю Евгений А, так как эти снимки стали доступны благодаря в том числе и ему!

P.S. Старые снимки в ветке пока, к сожалению, не отображаются.
 
Реклама
Чем дальше и дальше, тем аэропортовская Тема становится заманчивее, особенно если есть с кем её обсудить. Один из моих самарских знакомых, увлекающийся авиацией вообще и темой куйбышевских Ан-10 в частности, был очень обрадован июльским спутниковым снимком 1972 года, запечатлевшим Курумоч (пусть и половинкой) с шеренгой снятых с эксплуатации Ан-10. Соответственно, информация о наличии ещё более раннего (январь 1972 года) снимка Курумоча с эксплуатируемыми Ан-10 вдохновила его дополнительно. Исподволь он готовит статью об истории эксплуатации и последующего местонахождения этих машин т.к. у нас в городе они попадались ещё и на заводском аэродроме Трёхгорка, на учебной площадке КуАИ и в наиболее известном детском парке имени Гагарина. Помимо исследований аэропорта, самарским краеведам могут оказаться интересны и его окрестности. К примеру, в 1972 году не было автотрассы М-5 "Урал" на том отрезке, где сейчас имеется развилка в сторону аэропорта поэтому куйбышевский транспорт двигал в аэропорт через Управленческий, Красную Глинку и посёлок Волжский по узковатой дороге.

Пять фрагментов аэропорта - первый панорамный, а остальные посвящены самолётам, задействованным в спутниковых съёмках. На втором снимке на снежке обособленный Ан-10 (CCCР-11146), который остался у нас с 1970 года после того, как в его салоне обнаружили полутораметровую трещину. К сожалению, своевременных выводов из этого сделано не было ... Правее него в кадре находятся Ту-124, Ан-10, Ан-12 и Ан-10. Есть мнение, что пассажирские самолёты стоят лицом к аэровокзалу, а транспортные хвостом. Третий снимок дополняет второй (та же половинка аэропорта) и на нём присутствуют Ан-10, Ан-12, Ан-10 и Ил-18.

Четвёртый снимок уводит нас к другой половинке аэропорта. В ходе спутниковых съёмок 22.07.1972 г. она в кадр не влезла. Из шести лайнеров два относятся к Ту-124 (стоят по бокам), а посередине четыре Ан-24. При этом крайний левый из них не особенно похож на соседей, но меня убедили в том, что это именно Ан-24, а не Ил-14. Зимой 1971/72 в расписании МВЛ Приволжского УГА можно было найти семь разных рейсов из Курумоча, выполнявшихся на Ил-14. Пятый снимок - это перрон, примыкающий к аэровокзалу, на котором стоят ещё два Ан-10.

На мой взгляд, летние спутниковые съёмки выглядят более смотрибельно по сравнению с зимними, где серебристые самолёты соседствуют с белыми снегами, но тут уж сыграла свою роль дата. До 24 января 1972 года высокооптических съёмок аэропорта Курумоч не проводилось.

Курумоч-1972-01-24_1.jpg


Курумоч-1972-01-24_2.jpg


Курумоч-1972-01-24_3.jpg


Курумоч-1972-01-24_4.jpg


Курумоч-1972-01-24_5.jpg
 
Второй спутниковый снимок Курумоча из числа вновь прибывших датирован 27 августа 1979 года. Завершается строительство новой ВПП, которая откроется в самом конце 1979 года. Можно было бы оценить и перемены в облике зданий и сооружений аэропорта, но это не тема сегодняшнего дня. Прилагаются три фрагмента - общая панорама и два снимка с самолётами.

Первый "самолётный" снимок содержит в себе шесть позиций "в рядок" (два Ан-12, два Ту-134, один Ту-154 и ещё один Ту-154) и ещё две позиции (оба - Ту-154) на площадке перед терминалом. На втором подобном снимке "в рядок" стоят восемь самолётов (два Як-40, Ту-134, Ан-24, Ан-12, Ту-134, Як-40, Ан-12), а на перроне маячат ещё три лайнера (Ту-154 и два Ту-134).

В последние недели выяснилось, что база данных ресурса "Earth Explorer" продолжает обновляться. Я слежу сугубо по Самарской области, но могу отметить, что в природе наконец-то появилась первая дата "Declass 3" для Оренбурга. По нашему региону выявились две новые даты из 1975 года. На данный момент времени у нас на руках есть такие Курумочи:

24.01.1972, 22.07.1972 (половинка), 09.07.1974, 15.09.1976, 10.06.1978, 27.08.1979, 28.09.1984.

В природе (т.е. не на руках) можно выделить такие даты с Курумочами:

04.11.1972, 21.08.1973, 09.02.1975, 10.06.1975, 04.02.1976, 04.08.1977, 29.03.1978, 22.08.1978, 05.05.1979, 25.01.1984 плюс 22.07.1972 (целая).

И есть ещё третий "слот" дат - это даты, которые соседствуют с вышеозвученными типа 17.07.1972, 23.06.1974 или 28.01.1984.

Соответственно, если сосредоточиться на тех годах, которых у нас пока нет, то напрашиваются будущие покупки по 1973, 1975 и 1977 г.г.

Курумоч-1979-08-27_1.jpg


Курумоч-1979-08-27_2.jpg


Курумоч-1979-08-27_3.jpg
 
К примеру, в 1972 году не было автотрассы М-5 "Урал" на том отрезке, где сейчас имеется развилка в сторону аэропорта поэтому куйбышевский транспорт двигал в аэропорт через Управленческий, Красную Глинку и посёлок Волжский по узковатой дороге.
А из Тольятти как до аэропорта добирались?
 
Судя по спутникам, добирались по автодороге через село Курумоч, станцию Курумоч и развилку севернее посёлка Волжский в районе платформы 151 км.
 
Саранск.

Аэропорт Саранска, находящийся юго-восточнее города, был открыт в 1960 году, в 1964 был построен аэровокзал.
Судя по снимку 1984 года, этот аэропорт располагался примерно километром севернее ныне действующего аэропорта.
В 1981 году была принята в эксплуатация новая бетонная ВПП длиной 2800 метров.

Снимок от 18-08-1984 (Снимок сжат, оригинал в архиве).
Саранск 1984-08-18 D3C1219-200507A017_b.jpg


Перрон действующего аэродрома в оригинальном разрешении от 18-08-1984
Саранск 1984-08-18 D3C1219-200507A017_b_перрон.jpg


Перрон старого аэродрома в оригинальном разрешении от 18-08-1984.
Саранск 1984-08-18 D3C1219-200507A017_b_старый аэропорт.jpg


Этот же снимок высокого разрешения от 18-08-1984 ещё можно увидеть

В настоящее время аэропорт Саранска выглядит так: Яндекс-карты, Аэропорт Саранск
 

Вложения

  • Саранск 1984-08-18.zip
    7,9 МБ · Просмотры: 0
Последнее редактирование:
Обновление.

Upd. 2024-04-12.

1) Стали доступны снимки высокого разрешения Киева от 29-01-1984 и 11-08-1984.
В посты аэродромов Борисполя, Гостомеля, Святошино и Жуляны добавил новые ссылки на снимки:
Борисполь -29-01-1984, Борисполь-11-08-1984,
Гостомель-11-08-1984 (с одним из первых Ан-124 на ВПП),
Святошино-29-01-1984, Святошино-11-08-1984,
Жуляны-29-01-1984, Жуляны- 11-08-1984.
В бориспольском посте обновил ссылки на все имеющиеся спутниковые снимки с 1962 по 1984 годы.

2) В пост аэропорта Калининграда добавил ссылку на снимок высокого разрешения от 17-05-1979
3) В пост аэропорта Стригино (Горький/Нижний Новгород) добавил ссылку на снимок высокого разрешения от 08-07-1972

Upd. 2024-04-15
4) В пост аэропорта старого аэропорта Казани добавил ссылку на снимок высокого разрешения от 20-04-1973
5) В пост аэропорта Аэродрома КАПО добавил ссылку на снимок высокого разрешения от 20-04-1973

Upd. 2024-04-17
6) В пост аэропорта аэропорт Новокузнецка добавил ссылку на снимок высокого разрешения от 16-11-1972
7) В пост аэропорта аэропорта Алма-Аты добавил ссылки на снимки высокого разрешения от 13-07-1984 основного аэропорта и аэродрома Бурулдай. Также добавил ссылки на все остальные неотображающиеся снимки алма-атинского аэропорта.
8) В пост аэропорта ташкентского аэродрома ТАПОЧ обновил ссылки на снимки высокого разрешения от 10-06-1975, 06-07-1977, 04-09-1984
и добавил новые ссылки на снимки высокого разрешения от 19-09-1983, 26-12-1983, 27-06-1984.
9) В пост аэропорта аэропорта Ташкента добавил новые ссылки на снимки высокого разрешения от 19-09-1983, 26-12-1983, 27-06-1984.

Upd. 2024-04-18
10) В пост аэропорта аэропорта Красноярск-Северный добавил превью снимка от 11-12-1974.

P.S. При отображении на сайте-файлообменника снимки почему-то имеют несколько меньшее разрешение (даже если нажать на "плюсик"), чем при непосредственном скачивании на диск. Т.е., если есть желание более детально рассмотреть снимок, его лучше скачать себе на компьютер.
 
Последнее редактирование:
Чем дальше и дальше, тем аэропортовская Тема становится заманчивее, особенно если есть с кем её обсудить. Один из моих самарских знакомых, увлекающийся авиацией вообще и темой куйбышевских Ан-10 в частности, был очень обрадован июльским спутниковым снимком 1972 года, запечатлевшим Курумоч (пусть и половинкой) с шеренгой снятых с эксплуатации Ан-10. Соответственно, информация о наличии ещё более раннего (январь 1972 года) снимка Курумоча с эксплуатируемыми Ан-10 вдохновила его дополнительно. Исподволь он готовит статью об истории эксплуатации и последующего местонахождения этих машин т.к. у нас в городе они попадались ещё и на заводском аэродроме Трёхгорка, на учебной площадке КуАИ и в наиболее известном детском парке имени Гагарина. Помимо исследований аэропорта, самарским краеведам могут оказаться интересны и его окрестности. К примеру, в 1972 году не было автотрассы М-5 "Урал" на том отрезке, где сейчас имеется развилка в сторону аэропорта поэтому куйбышевский транспорт двигал в аэропорт через Управленческий, Красную Глинку и посёлок Волжский по узковатой дороге.

Пять фрагментов аэропорта - первый панорамный, а остальные посвящены самолётам, задействованным в спутниковых съёмках. На втором снимке на снежке обособленный Ан-10 (CCCР-11146), который остался у нас с 1970 года после того, как в его салоне обнаружили полутораметровую трещину. К сожалению, своевременных выводов из этого сделано не было ... Правее него в кадре находятся Ту-124, Ан-10, Ан-12 и Ан-10. Есть мнение, что пассажирские самолёты стоят лицом к аэровокзалу, а транспортные хвостом. Третий снимок дополняет второй (та же половинка аэропорта) и на нём присутствуют Ан-10, Ан-12, Ан-10 и Ил-18.

Четвёртый снимок уводит нас к другой половинке аэропорта. В ходе спутниковых съёмок 22.07.1972 г. она в кадр не влезла. Из шести лайнеров два относятся к Ту-124 (стоят по бокам), а посередине четыре Ан-24. При этом крайний левый из них не особенно похож на соседей, но меня убедили в том, что это именно Ан-24, а не Ил-14. Зимой 1971/72 в расписании МВЛ Приволжского УГА можно было найти семь разных рейсов из Курумоча, выполнявшихся на Ил-14. Пятый снимок - это перрон, примыкающий к аэровокзалу, на котором стоят ещё два Ан-10.

На мой взгляд, летние спутниковые съёмки выглядят более смотрибельно по сравнению с зимними, где серебристые самолёты соседствуют с белыми снегами, но тут уж сыграла свою роль дата. До 24 января 1972 года высокооптических съёмок аэропорта Курумоч не проводилось.

Посмотреть вложение 835435

Посмотреть вложение 835436

Посмотреть вложение 835437

Посмотреть вложение 835438

Посмотреть вложение 835439
ух ты
 
Сегодня появился ещё один повод выступить на уважаемом Форуме. Среди новой порции спутниковых снимков Куйбышева (Самары), приобретённых с использованием краудфандинга, одну серию с датой 15 сентября 1976 года специально приберегли для показа аэропорта Курумоч, а заодно и посёлка авиаторов Берёза. Для посёлка это спутниковый дебют, а для аэропорта "полуторный" ибо он однажды наполовину высовывался.

В общем, я тут немного повырезал общую панораму с ответвлением в аэропорт от автотрассы и с посёлком Берёза, что северо-западнее территории аэропорта, далее идут виды аэропорта покрупнее (вторая ВПП строится), два фрагмента с самолётами, два фрагмента с торцами ВПП и локация здания аэровокзала. К сожалению, в обзорном 1976 году многотиражная газета Приволжского УГА ничего не писала о реконструкции аэропорта. Самой весёлой вышла третья картинка - виден Ан-24, рулящий от ВПП в сторону перрона, а один из немногих Ту-154 обслуживается со стороны своего носового обтекателя и машина "технички" визуально с ним почти сливается. Я сначала подумал, что в Курумоч затесался "длинноносый" Ту-134УБЛ из ВВС.

Судя по летнему расписанию 1976 года из главной областной газеты, авиапарк самолётов, посещавших Курумоч, был представлен лайнерами Ту-104, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ил-18, Як-40 и Ан-24. Расписание дано однобоко, с указанием только времени вылетов. Расписанием конкретной среды, 15 сентября 1976 года, предусматривался незаурядный поток рейсов из Курумоча. К слову говоря, Ту-154 производства нашего же куйбышевского завода в расписании попадались редко - они летали в Москву (Домодедово), Ленинград, Ташкент, а также в Хабаровск с промежуточными посадками в Новосибирске и Иркутске. Из аэропортов Приволжского УГА самолёт Ту-154 в 1976 году освоили в Горьком (для рейсов в Адлер), Уфе и Оренбурге (оба - для рейсов в столицу).

Поскольку снимок прибыл минувшей ночью, а скачивался утром, американцы придадут ему зелёную стрелочку в четверг утром. Если Курумоч кому-то надобен срочно, могу скинуть файл на электронную почту. Будут ли продолжены закупки спутниковых снимков с видами Курумоча? Посмотрим в 2023 году, ежели доживём, но от парочки дат типа 1973 и 1979 г.г. я бы не отказался. Тема интересная!














это трехгорка или другое
 
Назад