Исторические снимки из космоса

Aleck

Aleck

Старожил
Длина ВПП на данном снимке около 2500 метров.
Что интересно, в в конце 50-х - начале 60-х годов принимала Ту-104. Некоторое время был рейс Внуково-Красноводск-Ашхабад, где на первом плече летел Ту-104, а на втором - два Ил-14.
 
Реклама
M

mars_208

Старожил
Что интересно, в в конце 50-х - начале 60-х годов принимала Ту-104. Некоторое время был рейс Внуково-Красноводск-Ашхабад, где на первом плече летел Ту-104, а на втором - два Ил-14.
Я когда измерил длину ВПП красноводского аэропорта, сразу вспомнил вот эту тему про то, сколько в начале 1960-х в СССР было аэропортов, способных принимать Ту-104.
 
avro

avro

Модератор
Аэродрома Смоленска военного времени нет фотографий?
 
M

mars_208

Старожил
Аэродрома Смоленска военного времени нет фотографий?
На сайте http://earthexplorer.usgs.gov снимки из космоса. Т.е. сделанные по времени не раньше, чем был запущен первый спутник.
Снимки с самолета можете поискать здесь: Аэрофотосъёмка Второй Мировой Войны.
Смоленск там точно есть.

P.S. Добавил фотография 1962 года аэропорта Волгоград.
 
M

mars_208

Старожил
Аэропорт Мурманск от 07-04-1987.
Мурманск 1987-04-07.jpg


Сейчас аэропорт Мурманска выглядит так: Яндекс-карты аэропорт Мурманск

P.S.
На сайте EarthExplorer - Home в разделе Data Sets в наборе источников снимков Commercial Satellites ->Spot->Spot Historical->SPOT CIB 10 появились бесплатные и доступные для скачивания снимки, сделанные во второй половине 1980-х годов, территорий, расположенных западнее Нижнего Новгорода и восточнее Хабаровска. Снимки имеют немного меньшее разрешение, чем из раздела Declassified Data, но их разрешение чуть лучше, чем на снимках из Google Timelapse
Среди снимков точно есть: Домодедово, Внуково, Шереметьево, Пулково, Новгород, Архангельск, Мурманск, Таллин, Рига-Спилве/Румбула, Вильнюс, Минск, Гомель, Брест, Витебск, Борисполь, Львов, Николаев, Симферополь, Донецк, Днепропетровск, Запорожье, Харьков, Адлер, Ростов, Краснодар, Ереван, Волгоград, Стригино, Хабаровск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск. Не попали аэропорты Одессы, Кишинева, Сухуми, Тбилиси, Баку, Магадана, Анадыря, и все остальное в полосе от Нижнего Новгорода до Хабаровска)

В связи с этим добавил снимки второй половины 1980-х аэропортов Волгограда, Юрьево (Новгород Великий), Стригино (Горький\Нижний Новгород), Южно-Сахалинска, Владивостока, и Петропавловска-Камчатского.
 
Последнее редактирование:
B

brab

Старожил
Оренбург, снимок от 11-09-1980.
Современная бетонная ВПП длиной 2500 метров была сдана в эксплуатацию в 1974 году.

Сейчас аэропорт выглядит так: Яндекс-карты, аэропорт Оренбург.
А нет ли там снимка местности немного западнее? возможно на снимке 80 года видны остатки старого аэропорта
 
M

mars_208

Старожил
А нет ли там снимка местности немного западнее? возможно на снимке 80 года видны остатки старого аэропорта
Насколько я понимаю, это то место. Исходный кадр захватывал восточные пригороды Оренбурга. Если нужно, то пришлю сходный снимок на почту (ящик можете в "личку" прислать )

Оренбург Нежинка от 11-09-1980.
Оренбург 1980-09-11 Нежинка.jpg



Более мелкий снимок в паре с действующим аэропортом Оренбурга, который расположен у правого края снимка.
Оренбург 1980-09-11 Центральный и Нежинка.jpg
 
Последнее редактирование:
B

brab

Старожил
Насколько я понимаю, это то место.

Оренбург Нежинка от 11-09-1980.

Более мелкий снимок в паре с действующим аэропортом Оренбурга, который расположен у правого края снимка.
Да, оно. Спасибо огромное. Старый аэропорт в некотором роде загадка, фотографий очень мало. На ваших снимках мне кажется старый порт еще немножко живой или совсем недавно померший - видны следы руления АН-2 + слева скорее всего их стоянка (а вот в новом порту стоянки АН-2 на ее нынешнем месте не просматривается)

В личку скинул адрес, спасибо!
 
M

mars_208

Старожил
Магнитогорск 31-07-1973. Длина ВПП примерно 2100 метров
Аэропорт открыт в конце 1966 года, когда 20 декабря на ВПП нового аэропорта приземлился Ил-18. До этого времени аэропорт находился в левобережной части города, а точнее здесь.
Магнитогорск 1973-07-31.jpg


Магнитогорск 26-06-1975.
Магнитогорск 1975-06-26 D3C1210-200157F028.jpg


В середине 1990-х в проводилась реконструкция аэропорта, ВПП удлинили до 3250 метров, построили новый перрон, обновили терминал.
Сейчас аэропорт выглядит так: Яндекс-карты, аэропорт Магнитогорск.
 
Последнее редактирование:
M

mars_208

Старожил
Николаев.

С 1952 года до начала 1970-х аэропорт Николаева располагался возле села Матвеевка и находился здесь. Аэропорт имел грунтовые ВПП.
Со второй половины 1960-х и до мая 1972 года на этот аэродром приземлялись Ан-10, выполняющие рейсы в Москву и Ленинград.
15 июля 1972 года этот старый николаевский аэродром выглядел так (снимок несколько сжат, оригинал - в приложенном архиве):
Николаев -  Матвиевка1972-07-15.jpg


До кучи выложу еще снимок военного аэродрома Кульбакино от 15-07-1972, который на данный момент выглядит так и почти не изменился.
Этот и предыдущий снимки пришлось сжать в размере, оригиналы находятся в приложенном архиве.
Николаев Кульбакино1972-07-15.jpg



Новый аэропорт Николаева начали строить в трех километрах западнее старого. В 1972 году завершено строительство ВПП длиной 2100 метров.

Снимок от 15-07-1972. (снимок хоть не полный, но зато в высоком разрешении)
Николаев 1972-07-15.jpg


Снимок от 18-10-1972.
Николаев 1972-10-18.jpg


Снимок от 18-06-1974.
Николаев 1974-06-18 D3C1208-300576A004.jpg


Снимок от 30-06-1975. Производятся работы по удлинению ВПП.
Николаев 1975-06-30 D3C1210-200192A018.jpg


Снимок от 20-09-1975. Удлинение ВПП продолжается. Спустя почти три месяца после предыдущего снимка ВПП визуально "выросла" с 2100 до 2550 метров.
Николаев 1975-09-20 D3C1210-400709F005.jpg


Судя по информации с сайта аэропорта, терминал нового николаевского аэропорта ввели в строй только в 1984 году.

На данный момент аэропорт имеет ВПП длиной 2555 метров и выглядит так: Яндекс-карты, аэропорт Николаев
 

Вложения

Последнее редактирование:
Реклама
M

mars_208

Старожил
Одесса.

До 1961 года основным аэропортом Одессы был аэропорт Застава с грунтовой ВПП длиной 800 м. С 1961 года он использовался для выполнения авиационных работ и полетов самолетов Ан-2 и вертолетов, а в 1994 году был закрыт. Сейчас территория этого аэропорта выглядит так: Яндекс-карты. Территория бывшего аэропорта Застава
Одесса-Застава 1965-09-24.jpg


В 1960 году была построена бетонная ВПП (16-34) нового одесского аэропорта длиной 2800 метров. С этого времени основным аэропортом Одессы стал новый аэропорт, построенный на территории аэродрома Школьный.

Одесса 1965-09-24. В правой нижней части виден аэродром "Школьный" с грунтовой ВПП. Что за ВПП слева от одесского аэропорта - мне не известно.
(Снимок немного сжат, оригинал в архиве)
Одесса 1965-09-24.jpg


Одесса 27-07-1972.
Одесса 1972-07-27.jpg


В 2000-х годах Одесский аэропорт выглядел так. (Снимок немного сжат, оригинал в архиве)
Одесса_200.JPG


На данный момент аэропорт имеет всё ту же ВПП длиной примерно 2800 метров (которая не менялась с начала 1960-х) и выглядит так: Яндекс-карты, аэропорт Одесса
В аэропорту проводится реконструкция, западнее старой ВПП почти построена новая ВПП, но по соcтоянию на сентябрь 2020 года еще не введена в строй.


Одесса-Застава 1965-09-24.jpg
 

Вложения

Последнее редактирование:
M

mars_208

Старожил
На сайте EarthExplorer В разделе Declass 3 появились снимки периода 1971-1976г. Все снимки имеют высокое разрешение (2-4 фута на пиксель). Но я пока еще не видел среди этих снимков те, оригиналы которых можно скачать бесплатно. Зато "превьюшки" этих снимков имеют неплохое разрешение (аэропорты различимы, ВПП достигает размеров 150-300 пикселей на снимке ) и их можно скачивать все, абсолютно бесплатно и без регистрации на сайте
Чтобы скачать снимки нужно выполнить несколько простых вещей.
1) Выбираем вкладку Search Criteria в левой верхней части окна.
2) Выбираем на карте и кликаем мышкой в то место, которое нас интересует.
3) Выбираем вкладку Data Set, раскрываем Declassified Data., и ставим галочку напротив Declass 3.
4) Выбираем вкладку Result (или нажимаем кнопку Result ), в левой части появляется список отобранных архивов со снимками.
5) Далее нужно кликнуть по "превьюшке" (слева), а затем в открывшемся окне в самом верху кликнуть либо по изображению-миниатюре снимка, либо кликнуть по надписи " Browse image". В новом окне откроется снимок, который можно сохранить на диск.
Можно кликнуть по второй слева иконке , при наведении на которую всплывает подсказка "Show Browse Overlsy" (правее символа ступни), в этом случае иногда поверх карты накладывается снимок, который можно увеличивать и рассматривать подробнее. Еще нужно иметь в виду, что "превьюшки" в Declass 3 (если они накладываются на карту при предварительном просмотре) не точно привязаны к реальной карте и сдвинуты в сторону, (не несколько километров, а то и десятков километров) т.е. голубой маркер на экране (установленный на требуемый объект на карте) будет чаще всего указывать не на искомый объект на снимке, а рядом, и иногда приходится искать глазами то, что требовалось.
Часто в базе присутствует несколько снимков с разными идентификаторами, но на одну и ту же дату: это снимки близких территорий (часто перекрывающихся) и обычно один из них точно содержит искомый объект.
На данных снимках присутствует территория от Прибалтики до Западной Сибири включительно , и Дальний Восток. Отсутствуют пока некоторые снимки аэропортов Средней и Восточной Сибири: Красноярска, Иркутска, Читы, хотя есть Абакан, Братск и Улан-Удэ.

Качество можно оценить по трем снимкам выложенным выше.
Также добавил снимки начала 1970- в посты аэропортов Адлера, Донецка, Ворошиловграда, Ленинграда, Уфы, Борисполя снимки 1974, 1987 и начала 2010-х в пост аэропорта Таллина.
 
Последнее редактирование:
M

mars_208

Старожил
Аэропорт Кольцово (Свердловск, нынешнее название - Екатеринбург)
Снимок второй половины 1950 годов уже упоминался в здесь. Но поскольку я не могу редактировать тот пост пользователя .@Viru, то заведу для Кольцово еще одно сообщение.
Продублирую снимок второй половины 1950 годов:
Кольцово 1950-е длина ВПП 2500.jpg


Снимок от 06-11-1972
Кольцово 1972-11-06.jpg


Снимок от 14-08-1973 На летнем снимке видны остатки старой ВПП, пересекающей основную. Эти остатки проглядываются и на современных снимках.
Кольцово 1973-08-14.jpg


Снимок от 26-06-1975. Такое ощущение, что южнее основной ВПП появилась еще одна ВПП, курс которой не совпадает с курсом ВПП-2, построенной в середине 1980-х.
На предыдущем снимке 1973 года эта ВПП выглядела несколько уже и короче
Кольцово 1975-06-26.jpg


На вышеприведенных снимках аэропорт располагает бетонной ВПП длиной 2500 метров.
В первой половине 1980-х в Кольцово южнее старой, построили новую ВПП длиной около 3000 метров, которая принимала Ил-86.
На рубеже 2010-х в Кольцово проводилась масштабная реконструкция, в результате которой появился большой и современный терминал, а длина первой ВПП была увеличена примерно до 3000 метров. В настоящее время аэропорт выглядит так: Яндекс-карты, аэропорт Кольцово
 
Последнее редактирование:
M

mars_208

Старожил
Тюмень, аэропорт Рощино.

Снимок от 24-01-1972. Аэропорт в начале 1970-х располагал ВПП длиной около 2000 метров.
Тюмень 1972-10-24.jpg

Вскоре эту ВПП удлинили до 2700 метров. А в середине 1980-х построили новую ВПП длиной около 300 метров.

Сейчас аэропорт Тюмени выглядит так: Яндекс-карты аэропорт Рощино
 
M

mars_208

Старожил
Саратов (Центральный, закрыт с 21-08-2019)

Снимок от 25-07-1972.
Саратов 1972-07-25.jpg


Снимок от 21-09-1973.
Саратов 1973-09-21 D3C1206-400634F014.jpg


Снимок от 05-01-1974.
Саратов 1974-01-05 D3C1207-300370F017.jpg

На данных снимках середины 1970-х видны две пересекающиеся ВПП, одна (с юга на север ) -имеет длину около 1300 метров (это можно измерить по Яндекс-картам), другая (ВПП 12-30) несколько длиннее - около 1650 метров.

До начала 1980-х аэропорт принимал самолеты классом не выше Як-40 и Ан-24.
ВПП 12-30 увеличивали несколько раз либо в несколько этапов (если судить по заметным сейчас двум разворотным карманам у северо-западного торца, и трем - у юго-восточного), доведя к началу 1980-х ее длину сначала до 2 километров для приема Як-42, производившегося на Саратовском Авиазаводе, расположенном в десятке километров от аэропорта Саратова. Во второй половине 1980-х ВПП еще удлинили до теперешних 2222 метров.
В данный момент аэропорт закрыт и выглядит так: Яндекс-карты аэропорт Саратов-Центральный

Летом 2019 года в Саратове заработал новый аэропорт "Гагарин" с ВПП, имеющей длину 3000 метров.

Архив с снимком от 25-07-1972 города Саратова и окрестностей.
 

Вложения

Последнее редактирование:
M

mars_208

Старожил
Воронеж (Чертовицкое)
Снимок от 28-07-1972.
Аэропорт введен в эксплуатацию в 1971 году с ВПП длиной 2000 метров.
Воронеж 1972-07-28.jpg

В 1976 году ВПП была увеличена с каждой стороны на 150 метров , после чего ее длина стала равняться 2300 метров.
В данный момент аэропорт выглядит так: Яндекс-карты аэропорт Воронеж
 
Aleck

Aleck

Старожил
ВПП в Саратове не должны быть меньше 1500 метров, иначе Ил-14 и Ан-24 туда не проходят. Но Ил-14 базировались в Саратове с 1959 года, а Ан-24 с 1965-го.
 
тошка

тошка

Местный
Воронеж (Чертовицкое)
Снимок от 28-07-1972.
Аэропорт введен в эксплуатацию в 1971 году с ВПП длиной 2000 метров.
Посмотреть вложение 739305
В 1976 году ВПП была увеличена с каждой стороны на 150 метров , после чего ее длина стала равняться 2300 метров.
В данный момент аэропорт выглядит так: Яндекс-карты аэропорт Воронеж
Приветствую! Нет ли Чертовицкого (Воронеж) в большем разрешении и других городов?
 
M

mars_208

Старожил
ВПП в Саратове не должны быть меньше 1500 метров, иначе Ил-14 и Ан-24 туда не проходят. Но Ил-14 базировались в Саратове с 1959 года, а Ан-24 с 1965-го.
Не исключено. Оценку в 1300 метров я получил отсюда. На снимке 1972 года обе ВПП имеют приблизительно одинаковую длину (если мерить по моему экрану - обе 35 миллиметров с точностью до 1 мм.). Если ВПП, идущую с юга на север, не укорачивали (а по современным снимкам этого не заметно), то ее длина понятна - ровно 1300 метров.

Я немного тщательнее разглядел снимок.
Скорее всего ВПП, идущая с юга на север, все же короче, чем ВПП 12-30: если присмотреться или увеличить снимок, то заметно, что что-то небольшое и светлое расположено сразу за северным торцом той ВПП, и это "что-то" я посчитал частью ВПП. То есть эта ВПП на самом деле короче, чем ВПП 12-30, а это означает, что ВПП 12-30 - больше 1300 метров, с учетом погрешности - как раз где-то 1500 метров.
Я чуть-чуть подправил текст исходного поста.

P.S. Еще добавил снимки 1973 года Ворошиловграда, Ставрополя и снимок 1972 года Борисполя.
P.S. В пост саратовского аэропорта добавил архив большей территории - видны 4 аэродрома.
 
Последнее редактирование:
Реклама
M

mars_208

Старожил
Приветствую! Нет ли Чертовицкого (Воронеж) в большем разрешении и других городов?
Насчет Воронежа: если бы был в большем разрешении , то я бы точно выложил.
Насчет других городов... Если отвечать по сути, то некоторые "другие города" в другие годы точно есть в большем разрешении. В разделе Declass 3 (1971-1974) все превьюшки примерно в одном и том же разрешении. А вот оригиналы - в шикарном качестве. В самом первом сообщении темы я подробно описал, как и что можно скачать.