Истории авиации Новосибирска и ЗСУ ГА

ВВС Сибирского военного округа
ВВС СибВО созданы еще в 1926 г. Командовал ими с ноября 1984 г. по июль 1990 г. генерал-лейтенант авиации Г.Ф. Шинкаренко, затем его сменил генерал-лейтенант авиации В.Д. Мохов. Штаб ВВС СибВО находился в Новосибирске.

ВВС округа были представлены всего тремя учебными авиаполками, а боевая авиация входила в состав всего одной эскадрильи. По общей численности ЛА ВВС СибВО были девятыми, а по боевым ЛА занимали последнее, 19-е, место.

Все три уап и осаэ дислоцировались в южной части округа, что объяснялось географическими особенностями СибВО.

Состав ВВС СибВО
137 осаэ Новосибирск (Толмачево) Ан-12 Ан-26 Ан-24 Ми-8 Ил-22 (хм)
БарВВАУЛ 44 уап Панфилово (Калманка) Л-39 Ми-8 - -
БарВВАУЛ 59 уап Славгород (Южный, Северный) МиГ-21 Л-29 - -
БарВВАУЛ 96 уап Камень-на-Оби МиГ-21

"Была такая авиация" - АиК

https://coollib.com/b/345932/read

По какой причине тут нет упоминания Купино и их вполне боевых машин в те годы? И омских Ту-128 тоже нет. Потому что они были в авиации войск ПВО и в ВВС СибВО не входили?
 
Последнее редактирование:
cloudy-joe, интересно, когда все-таки состоялся "первый [пассажирский] рейс" Москва - Новосибирск. Как я понимаю, тут уже речь про АНТ-9. И летал он тогда через Барабинск.
 

Видимо да. Еще были авиаполки ПВО в Канске и Норильске.
 
В 1926 г. общество «Добролет» решило привлечь к освоению трассы немецкое акционерное общество «Люфтганза» ( https://sibac.info/studconf/tech/xxvii/40244 ).
Газета "Власть труда", 1927 г., № 112 (2217), 19 мая:


"Однако соглашение не состоялось, так как немцы за свои услуги потребовали огромную сумму, которой «Добролет» не располагал, и магистраль пришлось осваивать своими силами. Для этого из состава ВВС Белорусского округа было выделено летное подразделение для несения регулярной связи между Москвой и Иркутском в течении летних месяцев. Подразделения разместили в Омске. Во второй половине 1927 г. летчики подразделения произвели опытные полеты на участке Курган-Омск-Новосибирск, а с июля 1928 г. начались эпизодические полеты до Москвы. Путь от Новосибирска до столицы, как свидетельствовали газеты того времени, занимал 26 часов 30 минут." (https://sibac.info/studconf/tech/xxvii/40244)
Газета "Бурят-Монгольская правда", № 170, 28 июля 1928 г.:




Конверт первого почтового рейса Москва-Новосибирск (31.07.1928 г.):


15 мая 1929 г. начались регулярные почтовые перевозки на линии Москва-Иркутск - это официальная дата рождения гражданской авиации Западной Сибири:


23 февраля 1930 г. на совещании Добролёта рассмотрен вопрос об организации пассажирских рейсов Новосибирск-Москва, открыть которые предполагалось летом:


Вслед за этим Госплан признал необходимым реорганизавать почтовую авиалинию Москва-Новосибирск в почтово-пассажирскую:


Первый почтовый рейс в 1930 г.:


В мае планировали открыть пассажирские рейсы Новосибирск-Москва 1 августа:
 
Последнее редактирование:
В августе открытие пассажирских рейсов в Москву перенесли на 1 сентября:


По состоянию на конец сентября пассажирские рейсы в Москву всё ещё не были открыты:


С осени 1930 г. почтовые рейсы Москва-Иркутск стали круглогодичными, в связи с чем была создана собственная метеорологическая служба:


Далее пассажирское движение в Москву предполагалось открыть с 1 декабря:


Затем открытие было перенесено на 1 ноября:


В итоге в 1930 г. проработала только одна линия Новосибирск-Кемерово и было перевезено всего 115 пассажиров:


Начало 1931 г.:



И в первой половине 1931 г. начало пассажирского движения на авиалинии Новосибирск-Москва неоднократно сдвигалось:
 
Freddy, откуда вся эта замечательная подборка? )

На сайте "Электронная Сибирь" выложен архив газеты "Советская Сибирь" за 1919-1945 гг.: http://elib.ngonb.ru/jspui/handle/NGONB/32
С помощью Google можно делать запросы по ключевым словам на сайте и быстро находить интересующую информацию (например, вбить запрос "авиация" site:ngonb.ru filetype: pdf).
 
Про авиацию Алтая. Военная, гражданская, учебная. Много про БВВАУЛ и места базирования

Топчиха:

...В 1952 году в Топчихе силами 452 отдельного строительного батальона началось строительство военного городка, сборно-щитовой казармы и 2-х этажных домов для офицерских семей. В конце 1956 года пришло распоряжение о переводе в Топчиху 808-го учебного авиационного полка Сибирского летного училища. Командир полка подполковник Повар, начальник штаба подполковник Никитин, заместитель начальника штаба майор Нестеренко. В здании 3-х этажной казармы на 3-м этаже располагались штаб авиационного полка. На первом этаже размещались курсанты, на 2-м этаже размещался спортивный зал.

Работы по строительству военного городка производились масштабно. На станцию приходили эшелоны со строительными материалами. Особенно сложной была укладка летного поля. Огромное пространство (взлетная полоса) выравнивалась, утрамбовывалась, выкладываясь плитами размером приблизительно 70*70 см. Затем плиты снова утрамбовывались до единого монолита. Летный полк состоял из летчиков (приблизительно 90 человек) курсантов (120 человек) многочисленных техников и батальона обслуживания, который располагался в бараке на месте нынешней часовни.

Летный полк включал 3 эскадрильи. Зимой одну эскадрилью переводили в село Калманку в связи с тем, что в короткий световой день все 3 эскадрильи не успевали проводить полеты.

Расположение летной части в Топчихе оказало огромное влияние на жизнь села и его жителей, положительно сказалось на культурном, образовательном уровне жителей села. (жены многих летчиков работали в школе). Резко возрос интерес к авиации у топчихинских ребятишек. Многие из них ,после окончания школы поступали в летные училища. Первыми из них стали Геннадий Пацевич, Владимир Шевелев, Александр Новокрещенов (окончил впоследствии академию ВВС).

В середине 60-х годов полк расформировали из-за закрытия Сибирского летного училища. В городке была размещена кадрированная танковая часть. ВПП разобрали.

В 1974 году на месте бывшего аэродрома была подготовлена грунтовая взлетно-посадочная полоса. И с апреля по октябрь выполнены полеты на самолете Л-29 курсанты Барнаульского ВВАУЛ.

https://nsportal.ru/ap/library/nauc...4/05/09/razvitie-aviatsii-v-sibiri-i-na-altae
 
Из темы "Структура системы Аэрофлота в 70-80-е годы":
https://aviaforum.ru/threads/struktura-sistemy-aehroflota-v-70-80-e-gody.26240/
Славгородское ЛУ ГВФ
Приказ начальника ГУ ГВФ №344 от 28 июня 1960 год о приемке от Минобороны фондов и организации на их базе Славгородского ЛУ.
В июне 1961 года курсанты, принятые в Славгородское летное училище ГВФ, отправлены в расположение Сасовского и Краснокутского летных училищ и Славгородское ЛУ расформировано.
 
Руцкой. Учился летать в Барнауле. Первый выпуск училища в 1971 году.

...Свой предвыборный марафон Александр Владимирович начал с г. Барнаула. Он встретится с коллективами промышленных и сельскохозяйственных предприятий, представителями общественности Алтая. Теплая встреча прошла, в Барнаульском высшем авиационном училище летчиков, которое дало А.Руцкому путевку в небо.

Свое выступление он начал со слов:

— Здесь в Барнауле я стал летчиком и боевым офицером, здесь я начал служение Отечеству, именно отсюда я решил начать свою предвыборную борьбу.

Говоря о будущем России, претендент на пост вице-президента заявил о своем понимании и поддержке позиции Б. Ельцина н сказал, что хотел бы видеть Российское государство суверенным, единым и неделимым в составе обновленного Союза.

В этот же день 1 нюня 1991 года полковник А. Руцкой принял участие в открытии мемориального комплекса в память воинов-интернационалистов Алтая, погибших в Афганистане. После краткой, скорбной речи па митинге о погибших земляках, он вручил букет алых роз матери погибшего в Афганистане Героя Советского Союза старшего лейтенанта Павлюкова К., Светлане Григорьевне Павлюковой, заключив ее в сыновние объятия. А потом выступление по телевидению и дальний путь по городам и весям России.

12 июня 1991 года россияне избрали своего первого Президента и первого вице-президента.

https://vaul.ru/component/content/article/20-1971/277-aleksandr-vladimirovich-rutskoj?Itemid=170

Отсюда: Список выпускников Баранульского ВВАУЛ 1971 года

https://vaul.ru/vypuskniki/vypuski-1971-1975/1971-g

ПС. 1991 год - это еще СССР.