Про аэропорт Камень-на-Оби
Материал из "Каменской народной газеты" (
Это было недавно, это было давно):
"Это было недавно, это было давно"
Молодая транспортная отрасль развивалась довольно быстро. Открывались новые пассажирские рейсы внутри страны, появлялись аэродромы там, где их не было ранее, даже в малых городах и районных центрах. Старожилы нашего города наверняка помнят, где у нас располагался аэродром. Это место до сих пор так и называют, хотя оно уже давно стало жилым массивом. Но именно там, на большой загородной поляне, приземлился первый пассажирский самолет ПО-2. “Пассажирские перевозки на самолетах “Аэрофлота” в г. Камень-на-Оби начали осуществляться с 1947 года. Самолет брал на борт одного пассажира. Продолжительность полета до Барнаула составляла до 4 часов. В то время радиосвязь была примитивной. Если самолет вылетал из Барнаула в Камень, сведения об этом передавали по наземному каналу, а с самолетом связи не было. О том, что он прилетел, пассажиры могли узнать при совершении его посадки на аэродроме. В самолете кабина не отапливалась и вообще не закрывалась фонарем. В зимнее время пассажира закутывали, как куклу, в тулуп, надевали валенки и на руках садили в кабину. С 1955 года начал летать самолет АН-2. На борт он брал 10 человек. К тому времени появились радиостанции на самолетах, так что с ними во время полета постоянно поддерживалась связь. На АН-2 производились полеты в Новосибирск и Барнаул, Панкрушиху, Хабары, Славгород и обратно. С 1959 года на наши трассы вышел 21-местный самолет ЛИ-2. С его появлением возросли безопасность и регулярность полетов. Он выполнял рейсы в Новосибирск и Барнаул. С 1971 года в Камне начал летать самолет АН-24, который брал на борт 52 человека. Это самолет турбореактивной конструкции двигателей. На нем установлено новейшее пилотажно-навигационное оборудование. Самолет выполнял рейсы как днем, так и ночью. С развитием аэропорта Барнаула самолет АН-24 сняли с наших трасс и пустили на трассы союзного значения. После АН-24 в Камне начал летать ЯК-40 с вместимостью 28-32 пассажира, но вскоре и его также забрали на линии союзного значения. В настоящее время, с мая 1983 года, в Камне летает самолет Л-410 чехословацкой конструкции. Он оснащен новейшим пилотажно-навигационным оборудованием, что позволяет производить полеты днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, на борт берет 15-17 пассажиров”. Эта информация за подписью начальника Каменского аэропорта Владимира Москаленко, сохранившаяся в Каменском краеведческом музее, датирована первым ноября 1983 года. Этот чехословацкий самолет, о котором говорил Владимир Арсентьевич, начал осуществлять полеты в Камень-на-Оби с появлением в городе нового аэропорта. В мае 1983 года у нас был введен в строй современный аэровокзальный комплекс, который располагался в районе военного аэродрома, взлетно-посадочная полоса которого стала принимать и пассажирские самолеты. Стояночная площадка у аэропорта была своя. Присутствовавший на открытии аэровокзального комплекса первый секретарь ГК КПСС Е.Е. Парфенов, который приложил немало усилий, решая вопрос строительства в городе современного аэропорта, тогда сказал: “Ежегодно в жизни нашего города происходят добрые изменения. В эксплуатацию вводятся жилые дома, объекты культурно-бытового назначения. Ныне мы присутствуем на открытии новых воздушных ворот города. Камень, таким образом, укрепляет связь с городами Сибири”. (Газета “Строитель коммунизма”, 11 мая 1983 года). Предполагалось, что к нам будут летать самолеты дальнего следования, потому что взлетно-посадочная полоса позволяла принимать более тяжелые лайнеры. И востребованность пассажирами в совершении полетов на дальние расстояния была, поэтому способствовала и привлекательности современного аэровокзала. В двухэтажном здании было все для комфортабельного обслуживания авиапассажиров: просторный зал ожидания, помещение, где располагались билетные кассы, современно оборудованный кафетерий. В этом же здании размещались метео-навигационные службы. Думаю, те, кому посчастливилось побывать в этом аэропорту в годы его существования, согласятся со мной, что по тем временам там все было на высшем уровне. Жаль, что очень короткой оказалась жизнь этого замечательного и очень нужного городу аэровокзального комплекса. Со времени его закрытия туда не просто заросли стежки-дорожки, но и от него самого остались лишь поросшая травой взлетно-посадочная полоса да воспоминания. Просуществовав всего шесть лет, в 1989 году он был закрыт. Лихие 90-е, нанесшие мощный удар по всему народному хозяйству страны, не обошли стороной и “аэрофлот”. Со временем отрасль реанимировалась, но не настолько, чтобы восстановить региональную сеть в том виде, как она была. Поэтому вместо самолетов, ранее летавших к нам, сегодня мы видим лишь белые полоски в небе от лайнеров, пролетающих над городом, и с тоской вспоминаем былые времена. Любовь СИДОРЧЕНКО.
Местная авиалиния из Новосибирска через Камень была открыта к августу 1934 г. (материал из газеты "Советская Сибирь"):
Регулярные пассажирские рейсы из Новосибирска в Камень начались 25 ноября 1934 г., а 4 декабря того же года на линию вышел АНТ-9:
Почтово-грузовые рейсы на ПО-2 из Барнаула в Камень начались в 1937 г.:
Камень-на-Оби был транзитным аэропортом местных линий: 1963 г. - Барнаул-Камень-Панкрушиха-Хабары-Славгород и Барнаул-Камень-Баево-Завьялово:
1970 г. - Барнаул-Камень-Славгород-Павлодар
1973 г. - Барнаул-Камень-Панкрушиха-Хабары-Славгород и Барнаул-Камень-Славгород:
Аэровокзал, построенный на военном аэродроме в Камне в 1983 г. (фото из архива каменского музея):
Аэровокзал этого же проекта был и в другом алтайском аэропорту, Славгороде-Северном (другие фотографии этого заброшенного аэропорта можно посмотреть здесь:
Гражданский аэропорт "Славгород".):
Несмотря на закрытие аэропорта в Камне-на-Оби в 1989 г., в газете "Алтайская правда" в 1997 г. сообщалось, что самолёты из этого аэропорта хоть изредка, но всё ещё летают:
Так полоса 212 - 32 бывшего военного (и отчасти гражданского) аэродрома в Камне-на-Оби выглядит в настоящее время:
Полоса аэродрома Камень-на-Оби