Истории авиации Новосибирска и ЗСУ ГА

Комментарий одного из летчиков горпорта Новосибирска:

На Ил-14 выполняли рейсы в Краснозёрское, Карасук, Кочки, Купино, Северное, Барабинск, Здвинск, Довольное (это все - НСО), Рубцовск, Бийск, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк, Томск и конечно весь Север от Колпашево, Каргасок, до Сургута и дальше.
 
Реклама
Две старые ВПП под углом 60 - теперь военная стоянка аэропорта Толмачево. Там же располгалася и АРЗ № 26.

СТОЯНКА (можно удалить).jpg
 
Про 1951 год не слышал раньше.
Иногда в документах, особенно написанных от руки, цифру "4" принимают за "1" — возможно, что ВПП 07/25 начали строить в 1954 г. и построили всего за пару лет.
Из газеты Новосибирского района "Приобская правда" №60/1989 г.:
5435346546546.jpg


В ноябре 1956 г. строительство ВПП было завершено, а 22 ноября на неё впервые приземлился Ту-104, выполнявший технический рейс (подробнее). Снимок Толмачёво от 3 июня 1966 г. (из темы "Исторические снимки из космоса"):
1337078_a79c68b7c6263ffbe9d4165914b3a8dd.jpg
 
Последнее редактирование:
BibaSAn26, они там с военных времен еще.
Фрагмент карты Новосибирска из отчёта ЦРУ от 20 марта 1956 г.. Из акта приемки в эксплуатацию объекта N73: «На объекте имеются две бетонные ВПП, уширенные гравием: длина каждой 1200 м, ширина - 100 м. Рулежные дорожки бетонные и грунтощебеночные. Оборудованы 30 стоянок самолетов по 500 кв. м. каждая: покрытие - булыжная мостовая. Имеются бензосклад на 166,5 тонн горючего и бомбосклад на 300 тонн бомб: два деревянных бомбосарая с расстоянием в 50 метров между ними...» (взято из материала "Зачем сибиряку бомбосарай?", там же - подробности о строительстве ИВПП Толмачёво в 1941 г. и Северного в 1943-1944 г.). Въезд на аэродром был только с юго-востока - теперь с этого направления прямо на лётное поле ведёт ул. Жуковского. В конце этой улицы, по её левой стороне, находится старое здание военного КДП (фото 1957 г. и в наши дни):
34534654546.jpg


Карта соответствует 1940-м годам (см. карту 1940 г.) — к середине 1950-х гг. Заельцовский район занимал гораздо бОльшую территорию (см. карту 1955 г.).
21232434.jpg


Из этого же отчёта:
42342432.jpg

43245435345.jpg


"Target Area #8" - аэропорт "Северный", "Target Area #2" - Чкаловский авиазавод, "Target Area #11" - ЦРУ предполагало, что в этом месте мог находиться военный аэродром (район нынешнего ж/м "Снегири"):
423432543.jpg


Из отчёта от 21 августа 1957 г.: городской аэропорт - длина ВПП увеличена с 915 м. до 1220 м.; Толмачёво - 2 ВПП по 915 м. и новая ВПП длиной 2195 м.; ВПП Чкаловского авиазавода - 2134*73 м. В 1943 г. было утверждено место строительства в городском аэропорту "бетонной ВПП 1200х100 метров со сроком окончания 01.11.1943 г." (источник), однако по факту в 1944 г. была введена в строй 900-метровая ИВПП, которая затем была удлинена до проектной длины:
324324324.jpg


Про Толмачёво из отчёта от 8 июля 1960 г.:
4234324234324.jpg


Отчёт 1964 г. по Чкаловскому заводу (есть схемы строений, спутниковые снимки)
Отчёт 1966 г. по новому самолёту, замеченному в военном секторе Толмачёво (есть спутниковый снимок самолёта)
Отчёт 1966 г. по Чкаловскому заводу, городскому аэропорту (есть схемы строений, спутниковые снимки)
Отчёт 1966 г. по Толмачёво (есть спутниковый снимок)
 
10-минутный фильм про Новосибирск-Северный от студентов одного новосибирского колледжа.

Был свидетелем съемки одного из эпизодов, но его тут нет.

Фильм, на мой взгляд, слабоват. Хотя колледжу простительно. Часть не к месту - Привалов отношения к горпорту не имеет, например. Куличев в кадре есть, но совсем не про самолеты.


Тут есть про катастрофу новосибирского Ил-12 недалеко от городского порта. Рейс Южно-Сахалинск - Москва (это раньше не замечал). Интересно, какая схема оборота ВС между аэропортами была. Если новосибирский самолет летел на участке Красноярск - Новосибирск. Как вариант, новосибирцы могли обслуживать участок Иркутск (Красноярск) - Омск (Свердловск). Не знаю, где в то время базировались Ил-12 по соседству.

Рассказывают, что Ил-12 в Новосибирске были десятки, чуть ли не 70 штук (в реестре не считал). И что Ил-14 было в половину меньше (и позже).

 
Последнее редактирование:
Из энциклопедии "Гражданская авиация России, 1923-2003":
4324324.jpg


26.06.1955 - "Выгрузка матриц центральных газет, доставленных реактивным самолетом из Москвы в Новосибирск, где они будут отпечатаны в редакции газеты "Советская Сибирь", вид № 1":
12343234324.jpg


Фото, сделанное тогда же (26.06.1955 - "Выгрузка матриц центральных газет, доставленных реактивным самолетом из Москвы в Новосибирск, где они будут отпечатаны в редакции газеты "Советская Сибирь", вид № 2):
4324543435.jpg


В более хорошем качестве эту фотографию выложил avro, однако тогда не была известна дата съемки. Почтовый Ил-20 садился на одну из 2-х военных ВПП — ВПП 07/25 ещё не была построена. Обратите внимание на искусственное покрытие аэродрома из 6-угольных плит — такими же плитами был изначально вымощен и перрон аэропорта Толмачёво (фото):
967867_4bc6a377fca31ff8f1b1d9a609be5abd.jpg


25.11.1956 - "Лайнер ТУ - 104 впервые приземлился на Новосибирском аэродроме":
423423453454.jpg

23425435435.jpg

3124324324.jpg


ВПП 07/25:
d739406f9163.jpg
 
Отрывки из свежей беседы с сотрудником службы перевозок Новосибирска-Северного 1980-х.

Багаж в Ан-2 и Л-410 крепили сетками. Видимо, если его было много.

На Ил-14 был специальный человек в службе перевозок – загрузчик багажа. В том числе в 1980-х, т.к. в эти годы пассажирские рейсы на нем из Новосибирска-Северного продолжали выполняться.

Аэропорт закрывался в 23 часа. Но если базовый рейс задерживался, то могли ждать еще час-два. Так как обычно самолет очень был нужен на утренние рейсы и лучше, чтобы ночевал на базе.

Аэровокзал на ночь в советские время не закрывался. Зал ожидания и комната матери и ребенка были доступны в ночное время. В зале ожидания или рядом с ним находился дежурный милиционер.

Если одновременно шло несколько рейсов на небольших ВС типа Ан-2 и Л-410, то пассажиров от накопителя мог забирать один автобус. Он развозил пассажиров по своим самолетам.

Через Новосибирск-Северный летали и иностранцы, включая англичан, например. Служба перевозок (вероятно, часть сотрудников) изучала иностранные документы, удостоверяющие личность. Иностранцы обычно летали в группе с сопровождающим и переводчиком. Обслуживались они в депутатском зале.

Фото В.Степанова. Автобус на фоне накопителя. Справа - стоянка Л-410. А вот Ан-2 и вертолеты в распутицу стояли сильно дальше от аэровокзала.

НОАО Степанов 900.jpg
 
В ноябре 1930 года аэропорт (аэростанция) ГВФ был перенесен с бывшего военного аэродрома на новое место, где сейчас располагается (пока еще) Новосибирск-Северный.

А вот это событие в ноябре 1930-го на каком аэродроме было - видимо, на военном. Который еще до Толмачево был в Закаменском районе.

Самолеты были Р-1.

СовСибирь 1930 20 ноября (268) Передача военных самолетов и полеты Новосибирск.jpg
 
Последнее редактирование:
Реклама
Про авиационные объекты культурного наследия в Новосибирске, Новосибирск-Северный и другие.


4 Воопик Дом Аэрофлота.jpg
 
Материал из "Каменской народной газеты" (Это было недавно, это было давно):

"Это было недавно, это было давно"
Молодая транспортная отрасль развивалась довольно быстро. Открывались новые пассажирские рейсы внутри страны, появлялись аэродромы там, где их не было ранее, даже в малых городах и районных центрах. Старожилы нашего города наверняка помнят, где у нас располагался аэродром. Это место до сих пор так и называют, хотя оно уже давно стало жилым массивом. Но именно там, на большой загородной поляне, приземлился первый пассажирский самолет ПО-2. “Пассажирские перевозки на самолетах “Аэрофлота” в г. Камень-на-Оби начали осуществляться с 1947 года. Самолет брал на борт одного пассажира. Продолжительность полета до Барнаула составляла до 4 часов. В то время радиосвязь была примитивной. Если самолет вылетал из Барнаула в Камень, сведения об этом передавали по наземному каналу, а с самолетом связи не было. О том, что он прилетел, пассажиры могли узнать при совершении его посадки на аэродроме. В самолете кабина не отапливалась и вообще не закрывалась фонарем. В зимнее время пассажира закутывали, как куклу, в тулуп, надевали валенки и на руках садили в кабину. С 1955 года начал летать самолет АН-2. На борт он брал 10 человек. К тому времени появились радиостанции на самолетах, так что с ними во время полета постоянно поддерживалась связь. На АН-2 производились полеты в Новосибирск и Барнаул, Панкрушиху, Хабары, Славгород и обратно. С 1959 года на наши трассы вышел 21-местный самолет ЛИ-2. С его появлением возросли безопасность и регулярность полетов. Он выполнял рейсы в Новосибирск и Барнаул. С 1971 года в Камне начал летать самолет АН-24, который брал на борт 52 человека. Это самолет турбореактивной конструкции двигателей. На нем установлено новейшее пилотажно-навигационное оборудование. Самолет выполнял рейсы как днем, так и ночью. С развитием аэропорта Барнаула самолет АН-24 сняли с наших трасс и пустили на трассы союзного значения. После АН-24 в Камне начал летать ЯК-40 с вместимостью 28-32 пассажира, но вскоре и его также забрали на линии союзного значения. В настоящее время, с мая 1983 года, в Камне летает самолет Л-410 чехословацкой конструкции. Он оснащен новейшим пилотажно-навигационным оборудованием, что позволяет производить полеты днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, на борт берет 15-17 пассажиров”. Эта информация за подписью начальника Каменского аэропорта Владимира Москаленко, сохранившаяся в Каменском краеведческом музее, датирована первым ноября 1983 года. Этот чехословацкий самолет, о котором говорил Владимир Арсентьевич, начал осуществлять полеты в Камень-на-Оби с появлением в городе нового аэропорта. В мае 1983 года у нас был введен в строй современный аэровокзальный комплекс, который располагался в районе военного аэродрома, взлетно-посадочная полоса которого стала принимать и пассажирские самолеты. Стояночная площадка у аэропорта была своя. Присутствовавший на открытии аэровокзального комплекса первый секретарь ГК КПСС Е.Е. Парфенов, который приложил немало усилий, решая вопрос строительства в городе современного аэропорта, тогда сказал: “Ежегодно в жизни нашего города происходят добрые изменения. В эксплуатацию вводятся жилые дома, объекты культурно-бытового назначения. Ныне мы присутствуем на открытии новых воздушных ворот города. Камень, таким образом, укрепляет связь с городами Сибири”. (Газета “Строитель коммунизма”, 11 мая 1983 года). Предполагалось, что к нам будут летать самолеты дальнего следования, потому что взлетно-посадочная полоса позволяла принимать более тяжелые лайнеры. И востребованность пассажирами в совершении полетов на дальние расстояния была, поэтому способствовала и привлекательности современного аэровокзала. В двухэтажном здании было все для комфортабельного обслуживания авиапассажиров: просторный зал ожидания, помещение, где располагались билетные кассы, современно оборудованный кафетерий. В этом же здании размещались метео-навигационные службы. Думаю, те, кому посчастливилось побывать в этом аэропорту в годы его существования, согласятся со мной, что по тем временам там все было на высшем уровне. Жаль, что очень короткой оказалась жизнь этого замечательного и очень нужного городу аэровокзального комплекса. Со времени его закрытия туда не просто заросли стежки-дорожки, но и от него самого остались лишь поросшая травой взлетно-посадочная полоса да воспоминания. Просуществовав всего шесть лет, в 1989 году он был закрыт. Лихие 90-е, нанесшие мощный удар по всему народному хозяйству страны, не обошли стороной и “аэрофлот”. Со временем отрасль реанимировалась, но не настолько, чтобы восстановить региональную сеть в том виде, как она была. Поэтому вместо самолетов, ранее летавших к нам, сегодня мы видим лишь белые полоски в небе от лайнеров, пролетающих над городом, и с тоской вспоминаем былые времена. Любовь СИДОРЧЕНКО.

Фотографии вышеупомянутой справки об истории авиапредприятия Камня-на-Оби можно посмотреть на Госкаталоге. Забавно, что документ 1983 г. заверен штампами 1950-х гг. - времён ГУГВФ, а не МГА:
4234543.jpg

534534534.jpg


Координаты аэродромов в Камне-на-Оби из документа ЦРУ 1979 г.:
4235435.jpg


1-ые координаты - бывшее местоположение первого каменского аэропорта. Теперь эта территория застроена домами:
23432435345.jpg


Из воспоминаний каменцев на "Одноклассинках": "На лётном поле, в конце улицы Пушкина, стоял старый деревянный дом с одной комнатой (залом) ожидания. Там была касса, две скамейки и багажные весы. На втором этаже - диспетчер, он же руководитель полётов". Через место, указанное меткой, проходила ВПП:
432425435.jpg


1966 г.:
1407998_91b0caf54614b79cf2bea58dabf7b660.jpg


1408000_f6368bd9e0097900c0c408a5b2ac9f8a.jpg


1407996_c91ef4ba9174209fbbc7c8636133ac66.jpg


1976 г.:
1408004_ac550eea563ec51780a4c45dac7b3f3c.jpg

2-ые координаты из документа точно указали ВПП военного аэродрома:
432423345345.jpg


В конце 1960-х гг. на военном аэродроме производилось строительство бетонной ВПП:
42354345.jpg


В мае 1983 г. на военном аэродроме был сдан в эксплуатацию отдельный гражданский перрон с аэровокзалом. На Госкаталоге выложен материал из газеты "Строитель коммунизма" за 11 мая 1983 г., посвящённый этому событию:
312321324.jpg


В материале упомянуто, что рулёжка, ведущая на перрон, находилась в конце ВПП: "Развернувшись в конце полосы, машина пошла по широкой рулёжной дорожке и остановилась неподалёку от посадочной платформы". Кроме того, на фотографии с Л-410 видно положение гражданского перрона относительно военных стоянок на заднем плане. Похоже, перроном была небольшая площадка в южной части аэродрома, к которой ведёт отдельная подъездная автодорога. Автобус отправлялся в аэропорт от транспортного агентства на ул.Ленина напротив кафе "Волна" (источник). :
Screenshot_20201206-183717-1.jpg


Меткой указано, где предположительно находился аэровокзал:
Screenshot_20201206-184746-1.jpg


1989 г. - закрытие аэропорта:
1406270_eb479f3a7b7b13940bb788216e11f780.jpg


Местная авиалиния из Новосибирска через Камень была открыта к августу 1934 г. (материал из газеты "Советская Сибирь"):
1407712_dbe73d146502e071f3c8d492e9de9721.jpg


Регулярные пассажирские рейсы из Новосибирска в Камень начались 25 ноября 1934 г., а 4 декабря того же года на линию вышел АНТ-9:
1407714_fcd08ff60a7984945d52b399a22bf78d.jpg


Почтово-грузовые рейсы на ПО-2 из Барнаула в Камень начались в 1937 г.:
1407716_ef25a392b3ad8451be7ceb35abf03506.jpg



Камень-на-Оби был транзитным аэропортом местных линий: 1963 г. - Барнаул-Камень-Панкрушиха-Хабары-Славгород и Барнаул-Камень-Баево-Завьялово:
1407718_cb41aab3a1f256208991a0ac2dd74bb0.jpg



1970 г. - Барнаул-Камень-Славгород-Павлодар:
1407720_1aa713ea005078f2dc7d74b461331a62.jpg



1973 г. - Барнаул-Камень-Панкрушиха-Хабары-Славгород и Барнаул-Камень-Славгород:
1407722_a052a98e5950f3cc72d3cd1af3bed70a.jpg



1989 г. - закрытие аэропорта:
1406270_eb479f3a7b7b13940bb788216e11f780.jpg


Несмотря на закрытие аэропорта в Камне-на-Оби в 1989 г., в газете "Алтайская правда" в 1997 г. сообщалось, что самолёты из этого аэропорта хоть изредка, но всё ещё летали:
1407728_c03a180541bced9c5c66646f53acf0b2.jpg
 
Последнее редактирование:
Я тут подумал. От Барнаула до Камня по железной дороге больше 200 километров. Если это была электричка со всеми остановками, она шла четыре - пять часов. И условия такой поездки очень далеки от комфортных. Неужели народ выбирал электричку вместо самолета? На автобусе еще куда ни шло. Там и расстояние поменьше, и удобств побольше.
 
Я тут подумал. От Барнаула до Камня по железной дороге больше 200 километров. Если это была электричка со всеми остановками, она шла четыре - пять часов. И условия такой поездки очень далеки от комфортных. Неужели народ выбирал электричку вместо самолета? На автобусе еще куда ни шло. Там и расстояние поменьше, и удобств побольше.
Железная дорога обеспечивает поездку из центра до центра практически любого города , плюс независимая от капризов погоды точность хода и высокая исправность подвижного состава.
Автобус в то время тоже был не комильфо ввиду недостаточной развитости дорожной сети и асфальтового покрытия.
 
Dima-k, вопрос хороший. "Литературы" по нему немного. Но известный факт, что закрываться местные линии в Западной Сибири стали с конца 1980х (часть - еще раньше). По разным причинам. Из-за улучшения дорог и появления автобусов (и их частоты, как вариант) в районы в том числе.

Возможно, ответ в слове "хозрасчет". Он как раз в эти годы пошел в жизнь.
 
Комментарий одного из летчиков горпорта Новосибирска:

На Ил-14 выполняли рейсы в Краснозёрское, Карасук, Кочки, Купино, Северное, Барабинск, Здвинск, Довольное (это все - НСО), Рубцовск, Бийск, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк, Томск и конечно весь Север от Колпашево, Каргасок, до Сургута и дальше.
А о каком годе здесь идёт речь?
 
А о каком годе здесь идёт речь?
Одним годом речь не идёт, разумеется. На моей памяти, к примеру , выполнялся рейс Новосибирск -Барнаул- Рубцовск и обратно в шестидесятых и семидесятых годах - вплоть до момента выхода из расписания данного типа в связи с появлением Л-410. р.77 / 78
 
Реклама
прокуратор понтий пилат, массово Ил-14 в Новосибирске летали с пассажирами до прихода Л-410. Затем постепенно они передали своих пассажиров "чехам". Произошло это где-то в первой половине 1980-х. Л-ки в Северном стали летать с начала 1979 года.

Попытка осветить тему на основе воспоминаний авиаторов Северного порта была - Как уходили Ил-14 в Новосибирске, 1980е

Из недавно услышанного (сотрудник перевозок, работал с 1982 года):

- Выполнялись ли при Вас пассажирские рейсы на Ил-14 в 1980-х? Если да, то куда?

Да, конечно Ил-14 в 1980-х летали еще. Наши, базовые, новосибирские. Было их уже немного, несколько штук в 1980-х. Часть в летний период активно работала на аэрофотосъемке, а часть возила пассажиров в Краснозерку-Карасук, в Здвинск-Довольное и на север области. В основном, с пассажирами один самолет уже летал.
Насколько я помню, последний рейс с пассажирами был из Кыштовки. Мы этот рейс встречали, как положено (служба перевозок). Этот самолет потом в ангар перегнали. И на этом они летать у нас перестали.
 
Последнее редактирование:
Назад