Но однажды нам объявили: ... полёт проходит на скорости 980 км в час. Действительно, за всё время моих полётов, кроме Ту-144, не слышал большей скорости.
Это, скорее всего, путевая скорость. От ветра зависит. А ветер на высоте 10 - 12 километров может быть 100, реже 200 и более км/ч.
На Ту-134 у меня путевая бывала за 1000 км/ч. Когда стюардесса в полете спрашивала температуру за бортом и скорость, я при попутном ветре ей говорил путевую скорость, а при встречном истинную.
При истинной скорости 800 и скорости ветра 200 путевая может быть и 600 и 1000. А если ветер боковой, то путевая примерно равна истинной, но угол сноса градусов 20, хорошо заметно и на глаз.
У самолета ведь одновременно есть три скорости:
- приборная (IAS) - характеристика скоростного напора, у земли практически равна истинной, с набором высоты уменьшается;
- истинная (TAS) - скорость относительно воздуха;
- путевая (GS) - скорость относительно земной поверхности;
А экипаж какую скажет стюардессе скорость, такую она и сообщает пассажирам. Обычно путевую.
На мониторе скорость была 1030
Это тоже путевая скорость, ее и показывает монитор, GPS и Flightradar24. Скорость относительно земли.
Истинная могла быть 900, а попутная составляющая ветра 130, вот и получалась путевая скорость 1030.
Вот посмотрите, на этом сайте показаны струйные течения. Выбрал высоту 12км. Если навести курсор мышки чуть юго-восточнее Японии, вот сейчас там в струйном течении показана скорость ветра более 200 км/ч. В районе юга Японии обычно сильные струйные течения.
Да и над Москвой сейчас показывает 170 км/ч. Метеокарта обновляется,через час могут быть другие данные...
Live wind, rain, radar or temperature maps, more than 50 weather layers, detailed forecast for your place, data from the best weather forecast models with high resolution